всё о финансовом анализе
+7(902) 408-47-00
+7(495) 015-03-24
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Во что обходится компании дебиторская задолженность ее клиентов

Станислав Салостей,
Финансовый аналитик группы компаний «Элизиум»
ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР

Цели:выяснить, сколько рублей прибыли зарабатывает компания на том или ином клиенте, отгружая ему продукцию с отсрочкой платежа.Как действовать: оценить затраты на финансирование дебиторской задолженности исходя из стоимости собственного и заемного капитала, учесть эти расходы в торговой наценке.

Не исключено, что привилегированные клиенты, которым товары отгружаются с минимальной наценкой и продолжительной отсрочкой платежа, приносят компании не прибыль, а убытки. Выяснить, так ли это на самом деле, можно, если по каждому контрагенту не забыть учесть затраты на содержание дебиторской задолженности.

На практике об эффективности управления «дебиторкой» чаще всего судят по ее оборачиваемости в днях. Но насколько полезна с управленческой точки зрения информация о примерном количестве дней, в течение которых компания ждала оплаты от своих покупателей? Например, если дебиторская задолженность гасится в среднем в течение 29 дней - это много или мало?

Конечно же, сама по себе оборачиваемость «дебиторки» неинформативна. Более значима ее динамика при сопоставлении с оборачиваемостью кредиторской задолженности, хотя и это лишь косвенно свидетельствует об эффективности управления дебиторской задолженностью. Другое дело, если рассматривать дебиторскую задолженность как свои инвестиции или кредит, предоставленный клиентам компании. А эффективность работы с тем или иным покупателем оценивать по реальной прибыли, рассчитанной с учетом расходов на финансирование (содержание) дебиторской задолженности:

Расходы на содержание дебиторской задолженности несложно рассчитать по следующей формуле:

А теперь все по порядку. Для расчета затрат на содержание дебиторской задолженности и определения реальной прибыли по каждому клиенту и по компании в целом потребуются бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, расшифровки оборотов по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а также данные о выручке и себестоимости реализованной продукции по каждому дебитору. Расчеты можно проводить за любой период, за который есть отчетные данные - месяц, квартал, год.

Личный опыт

Сергей Воробьев, финансовый директор 000 «Рельеф-Центр» (Рязань)

В нашей компании эффективность управления дебиторской задолженностью оценивается по оборачиваемости в днях. Если данный показатель сохраняется на уровне прошлого года или же снижается - это хорошо. Если растет - анализируем, почему это происходит.

Кроме того, мы контролируем такой показатель, как доля просроченной дебиторской задолженности в разрезе менеджеров по продажам, отделов по продажам, филиалов и компании в целом. Безусловно, при расчете прибыли по каждому покупателю мы учитываем расходы на содержание дебиторки, но не полностью, а только в части процентных расходов на кредит. Именно эти затраты распределяем на своих клиентов пропорционально периодам оборота дебиторской задолженности.

Сколько стоят деньги

Затраты на финансирование дебиторской задолженности, как, впрочем, и любых других активов, оцениваются исходя из стоимости собственного и заемного капитала.

Личный опыт

Светлана Скорнякова, финансовый директор 000 «Образцовая типография» (Казань)

Мы стремимся кредитовать клиентов только за счет прибыли или ее части, поскольку в противном случае дебиторская задолженность превращается, по сути, в кредиторскую. Поскольку полиграфический бизнес имеет сезонный характер, то прибыли не всегда хватает, и приходится прибегать к банковским кредитам.

В нашей компании на отпускные цены стоимость содержания дебиторской задолженности не влияет. Ведь цена реализации - это рыночный механизм, а от ценообразования по принципу «затраты плюс» мы уже давно отошли. На мой взгляд, расходы на финансирование дебиторской задолженности - это сугубо затраты компании, влияющие на ее финансовые результаты.

Годовую стоимость заемного капитала (при условии, что кредитов было несколько и они отличаются по условиям) можно рассчитать как средневзвешенную величину всех расходов компании по обслуживанию займов:

где D - средняя стоимость заемного капитала, %;

D,... Dn - процентные ставки по кредитам, %;

SD,... SDn - суммы кредитов, млн руб.

Допустим, торговая компания «Финалитикс» (название предприятия условное) привлекла в 2009 году три банковских кредита: на 4 млн рублей (под 12% годовых), 3 млн рублей (14%) и 1,5 млн рублей (17%). Отсюда средняя стоимость заемного капитала для этой компании составляет 14 процентов годовых (12% х 4 млн руб. : 100% + 14% х 3 млн руб.: 100% +17% х 1,5 млн руб. / 100%) : (4 млн руб. + 3 млн руб. +  1,5 млн руб.) х 100%.

Таблица. Расходы на содержание дебиторской задолженности клиента ООО «Альфа» за 2009 год

N» п/п Дата операции Отгрузка  (дт. Счета 62), тыс. Руб. Оплата (кт. Счета 62), Тыс. Руб. Период между операциями (длительность кредита), дн. Сумма ; кредита, : тыс. Руб. Расходы на содержание дебиторской задолженности, тыс. Руб. (гр. 5 x гр. 6 x 0,048%)
2 Входящий остаток на 1 января 2009 г. 50   14 50 0,34
3 15 января 2009 г. 188   21 ! 238 2,40
4 5 февраля 2009 г.   112 6 126 0,36
5 11февраля 2009 г. 300   124 426 25,36
6 15 июня 2009 г. 150   193 576 53,36 ;
7 25декабря 2009г.   488 ; 7 88 0,30
8 Всего за год 638 600 365 1504 82,1

На практике для оценки стоимости собственного капитала применяется множество методик. В случае непубличного бизнеса ее можно принять равной наиболее высокой ставке по банковскому депозиту или же самому большому за весь период деятельности предприятия уровню рентабельности собственного капитала (при условии, что данный показатель выше, чем стоимость заемных средств). Еще один простой вариант - стоимость собственного капитала можно считать равной ставке доходности, которую хотели бы иметь собственники предприятия.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2017 для расчета рентабельности собственного капитала и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Теперь несложно определить среднюю стоимость капитала, воспользовавшись следующей формулой:

где С - средняя стоимость капитала, %;

SD - сумма банковских кредитов за год, млн руб.;

D - средняя стоимость заемного капитала, %;

SE - величина собственного капитала I компании без учета неденежных приращений, млн руб. (строка баланса 1300 минус кредитовый оборот за год по счету 83.1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»);

Е - стоимость собственного капитала, %;

Т - ставка налога на прибыль, %.

Допустим в 2009 году собственный капитал условной компании «Финалитикс» составлял 12 млн рублей, заемный -8,5 млн руб. (4 млн + 3 млн + 1,5 млн). Собственники предприятия ожидали, что их бизнес принесет им доход не менее 22 процентов годовых. Исходя из этого средняя стоимость привлечения капитала, а следовательно, и содержания дебиторской задолженности составит 17,52 процента в год ((12 млн руб. х 22% : 100 + 8,5 млн руб. х 14% : 100% х (1 - 20% : 100%)): (12 млн руб. + 8,5 млн руб.) х 100%).

При необходимости можно рассчитать стоимость привлечения капитала в месяц или в день. В нашем примере это 1,46 процента (17,52% : 12 мес.) и 0,048 процента (17,52%: 365 дн.) соответственно.

Затраты на содержание «дебиторки»

Чтобы рассчитать расходы компании на содержание дебиторки, нужно лишь разобраться с тем, сколько дней просуществовала дебиторская задолженность по тому или иному клиенту. Для этого потребуются оборотные ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», составленные в разрезе контрагентов. Зная, когда покупатель отгружал и на какую сумму и, разумеется, когда оплатил поставленные ему товары, не составит труда определить, какие коммерческие кредиты были ему предоставлены, на каких условиях и на какой период.

Все что нужно - разбить дебиторскую задолженность клиента на кредиты с определенными суммами и сроками. Такая разбивка осуществляется в зависимости от даты операций - отгрузки или оплаты по данному клиенту. Продемонстрируем логику действий на примере одного из клиентов компании «Финалитикс»- 000 «Альфа» (см. табл. выше).

Допустим, на начало 2009 года дебиторская задолженность 000 «Альфа» составляла 50 тыс. рублей. С 1 по 14 января клиент не закупал новой продукции и не оплачивал прежних поставок. Первая операция зафиксирована 15 января - клиенту отгрузили товаров на 188 тыс. рублей. Эта дата и послужит «границей» для двух кредитов. В качестве первого кредита рассматривается дебиторская задолженность клиента с 1 по 14 января включительно (14 дн.) на сумму 50 тыс. рублей. Второй кредит - задолженность, образовавшаяся 15 января на общую сумму 238 тыс. рублей (50 тыс. + 188 тыс.). Продолжительность второго кредита, предоставленного 15 января, составила 21 день. Он длился до того момента (5 февраля), когда клиент перечислил 112 тыс. рублей. Сумма третьего кредита - 126 тыс. рублей (238 тыс. - 112 тыс.), период действия -с 5 февраля по 11 февраля (6 дн.). Все остальные кредиты, вплоть до 31 декабря, выделяются аналогичным образом (см. табл. на стр. 10).

Зная, какие кредиты компания предоставляла клиенту и на какие сроки, рассчитываем его среднегодовую дебиторскую задолженность как средневзвешенную по срокам (суммируются произведения кредитов и их длительности в днях, результат делится на 365).

Среднегодовая длительность кредита определяется аналогично - как средневзвешенная по суммам кредитов. По клиенту компании «Альфа» среднегодовая задолженность составила 469 тыс. руб. ((50 тыс. руб. х 14 дн. + 238 тыс. руб. х 21 дн. +126 тыс. руб. х 6 дн. + 426 тыс. руб. х 124 дн. + 576 тыс. руб. х 193 дн. + 88 тыс. руб. х 7 дн.): 365 дн.), средняя длительность кредита -114 дней.

Отсюда затраты на содержание дебиторской задолженности клиента 000 «Альфа» равны 82,1 тыс. рублей (469 тыс. руб. [среднегодовая дебиторская задолженность] х 17,52% [средняя стоимость капитала] / 100%). Это же значение можно получить, если перемножить каждый кредит клиента на его длительность в днях и стоимость капитала в день (см. табл. на стр. 10), а полученные результаты сложить.

Реальная прибыль по дебитору

Сколько же рублей прибыли на самом деле заработала компания на том или ином клиенте, отгружая ему продукцию с отсрочкой платежа? Чтобы это определить, достаточно из выручки по дебитору вычесть себестоимость реализованных ему товаров, отнесенную на него долю коммерческих и управленческих расходов, а также затраты на финансирование его дебиторской задолженности.

Например, в 2009 году выручка компании «Финалитикс» по клиенту 000 «Альфа» составила 638 тыс. рублей, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы - 523 тыс. рублей. Казалось бы, прибыль от реализации равна 115 тыс. рублей (638 тыс. - 523 тыс.), но с учетом затрат на финансирование дебиторской задолженности получается более скромная сумма- 32,9 тыс. рублей (115 тыс. - 82,1 тыс.). Это и есть реальная прибыль, полученная компанией по дебитору «Альфа».

Дальше решать самой компании - оставаться на этом уровне рентабельности или пересмотреть условия сотрудничества с покупателем. Например, предположим, что в 2010 году выручка и себестоимость останутся прежними. Чтобы значения реальной и планируемой по клиенту прибыли совпали, в торговой наценке потребуется учесть и расходы на финансирование дебиторской задолженности, то есть увеличить ее на 71,4 процента (82,1 тыс. руб. [затраты на содержание дебиторской задолженности] / 115 тыс. руб. х 100%).

Таким образом, компания «Финалитикс» через обоснованное регулирование цен может обеспечить себе реальную прибыль, ожидаемую собственниками.

Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru