всё о финансовом анализе
+7(902) 408-47-00
+7(495) 015-03-24
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Развитие методики анализа финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов и оценка их финансово-экономической ситуации

Симоненко Л.Г.,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета,
анализа хозяйственной деятельности и аудита
Астраханский государственный технический университет
Экономический анализ: теория и практика
14(365)-2014

Анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, проведенный по традиционным методикам, не учитывает специфических особенностей вида экономической деятельности и особенностей функционирования в условиях вертикальной интеграцию. Такой анализ не дает полноценной информации заинтересованным пользователям для принятия обоснованных управленческих решений, так как невозможно раскрыть, за счет каких именно факторов деятельности сложилось то или иное финансовое состояние. В связи с этим необходимо развивать методику анализа применительно к хозяйствующим субъектам строительства и ремонта судов, под которым автор понимает процесс перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное.

Развитие современных экономических условий и расширение перспектив экономической свободы ввели субъекты хозяйствования в обстановку постоянного поиска источников финансирования и обусловили необходимость самостоятельного определения стратегии функционирования. Хозяйствующие субъекты, имеющие в своем активе значительный удельный вес производственных мощностей, полностью ощутили коммерческие риски, а также потребность в реконструкции и расширении производства. В сложившейся хозяйственной ситуации возросла необходимость аналитической обработки информационных источников, содержащих данные для разработки стратегии развития и бизнес-планирования, способствующих принятию грамотных управленческих решений и снижению информационного риска при выборе надежных партнеров и анализе результатов своей деятельности.

В целях достижения лучших результатов функционирования хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, измеряемых конкретными показателями, описания сложившейся ситуации, обоснования тех факторов, изменение которых позволяет достичь установленного результата и определить условия его оптимизации, необходим анализ финансового состояния [4].

В основе существующих современны методов анализа финансового состояния лежит использование системы информационных показателей, рассчитанных на основании форм бухгалтерского учета и отчетности, характеризующих имущество хозяйствующих субъектов и источников его образования, покрытие запасов и затрат различными источниками финансирования и их соотношение.

Применение типовых методик для расчета информационных показателей финансового состояния не отражает специфики функционирования субъектов хозяйствования и снижает результативность проведенной аналитической работы. Таким образом, при формировании методики анализа необходимо учитывать отраслевые особенности хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, что повлияет и на порядок расчета показателей финансового состояния.

Анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, проведенный автором ранее по традиционным методикам, позволил выявить, что ни одна из них не учитывает специфических особенностей вида экономической деятельности и не дает полноценной информации заинтересованным пользователям для принятия обоснованных управленческих решений. Традиционные методики не дают возможности раскрыть, за счет каких именно факторов деятельности сложилось то или иное финансовое состояние, поэтому необходимо развитие методики анализа финансового состояния применительно к хозяйствующим субъектам строительства и ремонта судов, под которым автор понимает процесс перехода из одного качественного состояния в другое, более совершенное [6].

Применительно к хозяйствующим субъектам строительства и ремонта судов рационально не только не отказываться от традиционных блоков при проведении анализа финансового состояния, а для развития существующих методик целесообразно выбрать из существующих наиболее значимые для общей оценки финансового состояния, и путем уточнения и перегруппировки статей бухгалтерского баланса дополнить необходимыми элементами и показателями.

С точки зрения автора, наиболее полно учесть отраслевые особенности и влияние факторов внешней и внутренней среды позволит проведение анализа финансового состояния, включающего в себя экспресс-анализ, предварительный, расчетно-аналитический и прогнозно-заключительный блоки (рис. 1).

Блок-схема финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов

Предложенный подход к содержанию анализа финансового состояния состоит в детализации деятельности хозяйствующего субъекта строительства и ремонта судов, выделении отдельных сторон, свойств и связей, а также выявлении и количественной оценке существенных факторов, обусловливающих достижение полученных результатов. Такое деление позволит выявить внутреннюю и внешнюю сущность рассматриваемых финансово-экономических процессов финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов и его зависимость от различных факторов.

Специфика функционирования субъектов судостроения и судоремонта предопределила блоки анализа финансового состояния. Применение перечисленных блоков анализа (см. рис. 1) поможет с достоверностью оценить финансово-экономическую ситуацию, а также при необходимости предложить корректирующие действия. Важную роль в оценке финансово-экономической ситуации играет не только содержание предложенной методики анализа, но и последовательность проводимых мероприятий.

Исходя из необходимости краткого экономического изучения бухгалтерской финансовой отчетности исследуемых субъектов хозяйствования, целесообразно выявить индикаторы вероятности неэффективного управления финансовым состоянием. Для этого в первом блоке анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта строительства и ремонта судов проводится экспресс-анализ. Результат экспресс-анализа представляется в простейшей форме, в виде привычных показателей, характеризующих наличие убытков, просроченных обязательств, замедление оборачиваемости средств, а также критические показатели финансового состояния, требующие дальнейшего исследования и изучения. Полученные результаты способствуют скорому и точному выявлению проблем, оказывающих существенное влияние, с указанием предполагаемых способов их решения.

Ограничиться лишь проведением экспресс-анализа невозможно, так как данный блок оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов не обладает достаточной степенью достоверности. По сути он представляет лишь коэффициентную оценку финансово-экономической ситуации по данным бухгалтерской отчетности, без учета специфики функционирования субъектов судостроения и судоремонта.

Принимая во внимание недостаточную информативность бухгалтерской финансовой отчетности, приступая к предварительному блоку аналитической работы в рамках оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта, необходимо провести детализацию учетной и отчетной информации. Данная стадия сбора сведений заключается в определении необходимой исходной информационной базы анализа с привлечением дополнительных данных из внутренней отчетности, а также установлении сроков предоставления аналитической информации, рабочей документации и указании ответственных исполнителей. Результаты исследований, полученные в ходе предварительного блока аналитической работы, отражаются в аналитических регистрах оценки финансово-экономической ситуации.

Проведение экспресс-анализа и предварительный блок аналитической работы предопределили для полноты и достоверности оценки финансового состояния хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта включения в анализ финансово-экономической ситуации расчетно-аналитический блок. Стадия расчетно-аналитической работы включает в себя определение уровня финансово-экономической ситуации путем расчета интегрального показателя, с учетом качества прибыли.

Результаты проведенных расчетов при оценке финансово-экономической ситуации подлежат обязательному рассмотрению и сопоставлению в прогнозно-заключительном блоке анализа.

Анализ, проведенный на основе блок-схемы (см. рис. 1), способствует комплексному исследованию финансового состояния как многоуровневой системы, своевременному выявлению и предупреждению причин отклонения от запланированного уровня по количественным и качественным показателям. В целях дальнейшего улучшения финансового состояния исследуемых объектов в рамках рекомендуемого содержания методики анализа желательна разработка мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

В настоящее время, с учетом изменений в законодательстве (в частности, в порядке формирования информации, представляемой в бухгалтерской финансовой отчетности), информативность количественных и качественных показателей, сформированных на основе данных бухгалтерского учета, в значительной мере расширилась.

С учетом расширения содержания анализа финансового состояния, в рамках предложенной методики, введем понятие «финансово-экономическая ситуация» применительно к хозяйствующим субъектам судостроения и судоремонта.

Для устранения терминологических неточностей определений видов деятельности, учитывая особенности хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов, автор считает, что финансово-экономическая ситуация - это совокупность внутренних и внешних факторов (количественных и качественных финансовых и экономических показателей) деятельности хозяйствующего субъекта, определяющих уровень его деловой репутации с учетом рыночного окружения. Основные этапы оценки финансово-экономической ситуации представлены на рис. 2.

Система показателей, характеризуюшая финансово-экономическое состояние организации

Для анализа финансово-экономической ситуации необходимо провести комплекс аналитических процедур, способствующих дальнейшей потенциальной оценке сложившейся ситуации и формированию мероприятий ее оптимизации с функциональным распределением степени риска.

При разработке комплекса аналитических процедур, включающих в том числе ряд количественных и качественных показателей, стоит обратить внимание на представление результатов анализа финансово-экономической ситуации. Система показателей (этапов), построенных на основе данной специальной методики, должна учитывать и отражать специфику судостроительной деятельности.

Для отражения отраслевых особенностей субъектов судостроения, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности, из числа количественных и качественных показателей целесообразно обратить внимание на показатели ассортиментной политики, операционного цикла производства, результативности финансово-хозяйственной деятельности, а также деловой репутации [4].

На предприятиях судостроения и судоремонта, как и в любом аналогичном субъекте хозяйственной деятельности, немаловажное внимание уделяется ассортиментным сдвигам, влияющим на длительность операционного цикла, в свою очередь предопределяющих модификацию процесса формирования финансовых результатов.

При изучении этапов производства сталкиваемся с проблемой определения некоторых понятий, таких как «производство», «производственный цикл» или «процесс», «жизненный, операционный цикл производства или товара», «бизнес-процесс».

Статистический словарь определяет понятие «производство» как относительно обособленную часть технологического процесса, результатом которого является выполнение определенного комплекса работ, получение полуфабриката или готового изделия.

Производственный процесс, по определению советского энциклопедического словаря, представляет собой совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Тот же источник раскрывает понятие производственного цикла как период пребывания предметов труда в производственном процессе с начала изготовления до выпуска продукта в пределах одного промышленного предприятия. По определению В. Л. Быкадорова, производственный цикл - это время, в течение которого производится товар, работа или услуга. Цикл (от греч. kyklos - круг) - совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (например, годовой цикл).

Современные ученые-экономисты выделяют в своих трудах финансовый, операционный и жизненный циклы товара.

По мнению В.Л. Быкадорова, финансовый цикл - это время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота (причем положительным фактором является сокращение финансового цикла), а операционный цикл - общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Профессор Н.П. Любушин рассматривает такое понятие как «жизненный цикл товара» - время существования товара на рынке (зачатие - рождение - зрелость - старение - смерть). Автор считает, что данная точка зрения неприменима к хозяйствующим субъектам строительства и ремонта судов, так как в судостроении результат зависит от этапа и выбранной стратегии предприятия на развитие или диверсификацию производства.

В отличие от уровня финансовой устойчивости определение уровня финансово-экономической ситуации предполагает выявление влияния качественных и количественных показателей на изменение финансового состояния с учетом специфики хозяйствующих субъектов судостроительного консорциума, а не только исследование зависимости конкретного хозяйствующего субъекта от заемного капитала. Для оценки финансово-экономической ситуации необходимо уточнить вышеприведенные понятия применительно к хозяйствующим субъектам строительства и ремонта судов.

В современных условиях планирование и бюджетирование производственных процессов и фактическое их выполнение является одним из важнейших элементов оценки эффективности деятельности предприятия, особенно в субъектах судостроения и судоремонта.

Одной из основных особенностей судостроительной деятельности является длительность и материалоемкость производственного процесса. Отсутствие планов выполнения заказов грозит не только срывами сроков выполнения контрактов и обязательств, но и снижением эффективности деятельности в целом и ухудшением финансово- экономической ситуации

Сравнение фактических данных производственного процесса с запланированными показателями ведет к выявлению причин непродуктивного функционирования хозяйствующего субъекта. Анализ ассортиментной политики проводится в рамках сравнения запланированных показателей с фактическими данными.

Проведение анализа выполнения плана работ способствует оценке эффективности использования производственного потенциала субъектов судостроения и судоремонта, а сопоставление плановых и фактических данных позволяет выявить причины аритмии и нестабильности финансовых результатов деятельности.

Ритмичность производства, грамотно сформированная ассортиментная политика, выполнение плана производственных показателей предопределяют уровень финансовой ситуации.

При наилучших условиях формирования и выполнения графиков производственного процесса финансово-экономическая ситуация находится на сверхстабильном либо стабильном уровне, тогда как замедление производственных процессов и нарушение планов-графиков ведут к ухудшению финансово-экономической ситуации и снижению ее уровня до подавленного состояния.

С учетом специфики деятельности субъектов судостроения и судоремонта, особенностей их производственных процессов (например, длительность циклов производства может быть более трех лет, несколько этапов постройки судов), проведение анализа производства по этапам (циклам) производственного процесса поможет повысить полноценность и достоверность результатов анализа и позволит оценить влияние структурных сдвигов и длительности производственного процесса на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Применительно к субъектам судостроения целесообразно определиться с понятием «производственный цикл». В производственный цикл постройки судна входят работы по проектированию, сборке, монтажу, достройке и сдаче его заказчику, что позволяет понимать под производственным циклом отрезок времени от начала строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.

Наряду с термином «производственный цикл» в судостроительной деятельности применяется понятие цикла операционного. В данном случае, применительно к субъектам судостроения, операционный цикл совпадает с этапами, что позволяет соотнести его с производственным процессом.

Рост эффективности судостроительной деятельности предопределяется длительностью операционного цикла и его сокращением. Отсутствие сбоев в производственных и операционных процессах ведет к ритмичности производства с одновременным ростом оборачиваемости финансовых ресурсов, что способствует укреплению финансовых позиций и устойчивости субъекта судостроения, росту его кредито- и платежеспособности, обеспечивая рост деловой репутации и стабилизируя финансово-экономическую ситуацию в целом. Ускорение производственных процессов и сокращение операционного цикла предопределяют рост стабильности финансово-экономической ситуации, а снижение ее уровня до подавленного состояния происходит вследствие замедления и увеличения операционного и производственного циклов.

Стабильность и гибкость ассортиментной политики хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта, ритмичность производственного и операционного циклов оказывают непосредственное влияние на процесс формирования и величину финансовых результатов и находят отражение в финансово-экономической ситуации.

Так как в целях определения финансово-экономической ситуации хозяйствующих субъектов судостроения необходимо учитывать совокупность внутренних и внешних факторов деятельности, определяющих уровень деловой репутации с учетом рыночного окружения, то наряду с исследованием ассортиментной политики и циклов производства целесообразно изучить их влияние на порядок формирования финансовых результатов. Здесь важно учитывать влияние географической среды на виды выполняемых работ и услуг с учетом их ассортимента, спрос на отраслевые виды деятельности, рыночное окружение субъектов хозяйствования и выявить зависимость между длительностью финансового цикла и формированием финансовых результатов, включая оценку качества прибыли.

Отметим, что однозначного определения понятия «качество прибыли» в экономической литературе пока не сформулировано. По мнению автора, качество прибыли отражает, насколько для анализируемого субъекта хозяйствования является характерным (стабильным) достигнутый уровень прибыли, а также насколько прибыль подкреплена достаточным притоком денежных средств.

Таблица 1. Исходные данные для проведения корреляционного анализа, тыс. руб.

Показатель 2010г. 2011 г. 2012 г. Всего
Незавершенное производство х 5 743 5 866 6 008 17617
Величина чистой прибыли у 150 48 9 207

Учитывая неоднозначность понятия «качество прибыли» и специфику вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта, при определении качества прибыли необходимо оценить воздействие незавершенного производства, а также чистой прибыли. Для достоверной оценки качества прибыли целесообразно градировать ее на три уровня и характеризовать зависимостью и выявленной взаимосвязью между размером незавершенного производства и финансовым результатом посредством применения корреляционного анализа, в ходе которого выявлена обратная линейная функциональная связь.

Для определения характера взаимосвязи целесообразно рассмотреть величину незавершенного производства и финансовый результат (чистую прибыль) по данным конкретного субъекта судостроительной деятельности в динамике за последние три года, с их использованием провести корреляционный анализ.

На первом этапе корреляционного анализа для выявления функциональной зависимости необходимо рассчитать средние значения незавершенного производства и чистой прибыли. Для этого примем величину незавершенного производства зал:, а чистую прибыль за у (табл. 1).

Для выявления функциональной зависимости и проведения необходимых расчетов стоит рассчитать среднее значение незавершенного производства и финансового результата на основании исходных данных (см. табл. 1). Среднее значение незавершенного производства хср за исследуемый период составляет 5 872,33 тыс. руб., а среднее значение чистой прибыли у^ = 69,0 тыс. руб. Используя данную информацию, произведем расчет данных (табл. 2).

Таблица 2. Выявление функциональной связи между уровнем незавершенного производства и финансовым результатом посредством проведения корреляционного анализа, тыс. руб.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. Всего
x-xср -129,33 -6,33 135,67  
y-yср 81 -21 -60  
(x-xср)2 16 721,11 40,11 18 405,44 35 172,67
x2 32 982 049 34 409 956 36 096 064 103 488 069
y2 22 500 2 304 81 24 885
ху 861 450 281 568 54 072 1 197 090
Уравнение регрессии у = -0,53x + 3 154,87 136,96 72,33 -2,29 207

Информация, представленная в табл. 2, необходима для расчета линейного коэффициента корреляции r, интерпретирующего тесноту существующей связи между величиной незавершенного производства (факторным признаком) и финансовым результатом (результативным признаком) по формуле

формула для расчета линейного коэффициента корреляции r

Так как коэффициент корреляции r за исследуемый период, вычисленный на основании исходных данных субъектов судостроения и судоремонта, колеблется и принимает значения в интервале от -1 до 0, то с определенной долей уверенности можно охарактеризовать существующую связь как обратную линейную. Также вариативность коэффициента корреляции от ±0,7 до ±1,0 позволяют отнести существующую связь к сильному типу по тесноте связи.

Нельзя однозначно отнести качество прибыли к низкому уровню при наличии отрицательного финансового результата по итогам отчетного периода, так как по завершении операционного цикла и при полной его оплате финансовый результат будет положительным (табл. 3).

Таблица 3. Классификация качества прибыли по уровням

Уровень Характеристика
Высокий Имеется незавершенное производство при наличии положительного финансового результата (прибыли)
Допустимый Имеется незавершенное производство при наличии отрицательного финансового результата (убыток)
Низкий Отсутствует незавершенное производство при наличии отрицательного финансового результата (убыток)

Выявленная обратная линейная функциональная зависимость между размером незавершенного производства и финансовым результатом предопределяет необходимость обратить особое внимание на влияние ассортиментной политики субъектов судо-строения и судоремонта на полученные финансовые результаты в разрезе видов работ (услуг), либо после поэтапного завершения работ (услуг). Данный факт обусловлен тем, что деятельность хозяйствующих субъектов судостроения рассматривается в разрезе производственного и операционного процессов и при анализе качества прибыли рационально оценить финансовые результаты в аналитике.

Анализ качества прибыли - момент стратегически важный при оценке деятельности субъекта судостроения и судоремонта, причем наиболее интересен на разных этапах определения прибыли, как во время определения прибыли (убытка) от продажи, так и до налогообложения или чистой прибыли (убытка).

Стратегической направленностью обладает определение финансовых результатов в разрезе отдельных видов работ (услуг), в разрезе отдельного вида услуг (работ) в целом по заказчикам, а также прибыль (убытки) по результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования в целом, что позволит учесть отраслевую специфику судостроения и судоремонта.

Включение в предлагаемую методику определения финансово-экономической ситуации и оценки финансового состояния субъектов судостроения и судоремонта показателей, применяемых в зарубежной практике и рассчитываемых на основе отчета о прибылях и убытках EBIT (earnings before interest and taxes) - прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (близок к прибыли от продаж в российской практике) и EBITDA (earnings before interest, taxes, deprecation and amortization) - прибыль до вычета амортизации, выплаты процентов и налога на прибыль), которые используются для оценки эффективности хозяйственной деятельности, способности покрывать расходы и генерировать прибыль, является целесообразным и тактически верным.

Материалоемкость и фондоемкость деятельности субъектов судостроения и судоремонта предопределяют значительный удельный вес основных фондов и амортизационных выплат, что в свою очередь обусловливает значительную величину налога на имущество, налога на прибыль и, в случае использования арендованного имущества, процентных выплат. Данный факт повышает актуальность и ценность включения в анализ финансовых результатов показателей EBIT и EBITDA.

Анализ по этапам производственного процесса, проведенный на основании предлагаемых расчетов, позволит сделать вывод о том, что наибольший удельный вес прибыли от продаж EBIT приходится на первый этап, что обусловлено значительным объемом выполненных работ в рамках операционного цикла и наибольшей суммы их оплаты (закупка основных материалов и оборудования). Незначительный удельный вес финансовых результатов в общем объеме прибыли от продаж приходится на остальные этапы субъектов судостроения.

Получение прибыли от продажи неразрывно связано со своевременностью окончания операционного цикла. Сбои и аритмичность в процессе производства обусловливают снижение финансовых результатов, что и так отягощено сторонними фактами, ухудшая тем самым финансово-экономическую ситуацию хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта.

Применение данных о EBIT и EBITDA, с учетом современной редакции бухгалтерской отчетности, в частности отчета о финансовых результатах, для полноты и оперативности анализа стоит представлять в уплотненном виде по показателям прибыли.

Однако анализ финансовых результатов деятельности на основе только абсолютных показателей не является полноценным, достоверности результатов можно достигнуть, используя их в совокупности с относительными показателями, способствующими оценке стабильности деятельности субъектов хозяйствования.

Мелкосерийность и единичность циклов производства определяет как тактически и стратегически неэффективное проведение анализа прибыли или возникновение убытков в разрезе заказчиков и потребителей. Специфика судостроения и судоремонта устанавливает основным условием функционирования предварительность заказов конкретными потребителями и предусматривает обязательную реализацию объекта этому заказчику с переходом к нему права собственности на этот объект только после полной оплаты.

В современных условиях функционирования растущий интерес к деятельности субъектов судостроения и судоремонта, а также особенности формирования финансовых результатов верти-кально интегрированных структур предопределили необходимость прогнозирования и планирования основных показателей, способствующих росту эффективности деятельности. Залогом стабильного функционирования на рынке является деловая репутация, относящаяся к одному из видов нематериальных активов, успешность которой прямо или косвенно зависит от принятой ассортиментной политики, ритмичности и устойчивости операционных и производственных процессов, которые в свою очередь формируют направления результативности деятельности исследуемого субъекта.

Порядок определения деловой репутации и учет регламентируются приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (в ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)».

Для бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за субъект хозяйствования, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения). При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации. Приобретенная деловая репутация субъекта хозяйствования амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации хозяйствующего субъекта отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация хозяйствующего субъекта равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход. Деловая репутация субъекта хозяйствования может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Положительную деловую репутацию хозяйствующего субъекта следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию субъекта хозяйствования следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и тому подобное, и учитывать как доходы будущих периодов.

Таким образом, деловая репутация - это оценка фирмы, предприятия, бизнеса со стороны смежников, конкурентов, потребителей, т.е. представление партнеров о фирме, благоприятствующее ее деятельности и учитываемое в условиях хозяйствования, «доброе имя» фирмы. Обычно деловая репутация хозяйствующего субъекта оценивается качественными показателями, но применимы и количественные показатели, например разность между прибылью, получаемой фирмой, и средним уровнем прибыли в отрасли, выпускающей аналогичную продукцию.

Учитывая многозначность и широкую интерпретацию понятия «деловая репутация», а также вероятность появления сложности при ее определении в сложившихся условиях хозяйствования, целесообразно определить набор показателей, участвующих в оценке уровня деловой репутации субъектов судостроения с учетом специфики функционирования (табл. 4).

Обоснованием включения представленных показателей для оценки деловой репутации (см. табл. 4) служит интерес к «цене фирмы» со стороны как внутренних, так и внешних пользователей. Информационной базой для расчета финансовых показателей, участвующих в оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта, должны служить не только данные, представленные в бухгалтерской финансовой отчетности (так называемой внешней отчетности), но и информация внутренней, в том числе первичной, учетной и аналитической документации.

Приведенный набор показателей представлен с учетом специфики функционирования хозяйствующих субъектов и направлен на отражение особенности судостроительной деятельности.

Изучение динамики рыночной активности, инвестиционной активности, тенденции капитализации и отношения долга компании к собственному капиталу даст объективную оценку деловой репутации субъекта хозяйствования в конкретных экономических условиях с позиции внешних и внутренних заинтересованных пользователей, а углубленное аналитическое исследование бухгалтерской отчетности, сформированной с учетом современных требований, поможет повысить достоверность результатов исследования. Особый информационный интерес в сложившихся условиях функционирования современных субъектов судостроения и судоремонта могут представлять «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках» (аналог ранее действовавшей формы № 5 и пояснительной записки к отчетности).

Произведенные расчеты и сопоставленные результаты укажут на состояние деловой репутации хозяйствующего субъекта и помогут определить уровень сложившейся финансово-экономической ситуации. Стабильность финансово-экономической ситуации укрепляется с ростом инвестиционной и рыночной активности, сопровождается финансовой «автономией», тогда как снижение экономической активности и оборачиваемости капитала влечет за собой подавленность ситуации (см. табл. 3,4, рис. 2).

Изученная совокупность факторов (см. рис. 2) и их влияние на сложившийся уровень финансово-экономической ситуации определяют необходимость применения предложенной методики с учетом современных условий функционирования субъектов судостроения и судоремонта.

К преимуществам предложенной методики оценки уровня финансово-экономической ситуации субъектов судостроения и судоремонта можно отнести не только ее информативность, множественность подходов, многомерность и комплексность, но и применение гибких вычислительных алгоритмов и простоту использования.

Помимо этого представленная методика оценки уровня финансово-экономической ситуации позволяет учесть специфику вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта и среды, в которой они функционируют; является универсальной, что позволяет оценивать субъекты хозяйствования сходной отраслевой направленности и сравнивать их друг с другом с целью выявления уровня финансово-экономической ситуации, а также предоставляет возможность для выявления отдельных проблемных направлений функционирования, что служит сигналом раннего оповещения о возможной негативной ситуации и формирующихся при этом рисках и угрозах.

Наряду с анализом финансовых результатов и перечисленными направлениями важным этапом анализа финансового состояния является оценка платежеспособности. При этом стоит отметить существующие разногласия в современной литературе между учеными-экономистами о понятиях ликвидности и платежеспособности. В частности, некоторые ученые данные понятия разделяют, тогда как другие - отождествляют.

С учетом результатов проведенного исследования и специфики вида деятельности отметим, что общая ликвидность активов определяет тип финансового состояния и зависит от денежного оборота предприятия. С активностью потоков денежных расчетов и платежей растет ликвидность активов хозяйствующего субъекта и стабильность финансово-экономической ситуации. В условиях повышения финансовой ситуации и достижения желаемой эффективности хозяйственной деятельности целесообразно установить жесткий контроль за движением оборотного капитала, прибыли и денежных средств. Особенно актуальным это является для субъектов судостроения, производственный цикл которых может составлять длительный период времени, что ведет к удлинению расчетного периода между дебиторами и кредиторами с вероятностью роста задолженности и негативному влиянию на общую ликвидность активов.

Для достижения поставленной цели в сложившихся условиях целесообразно согласиться с мнением В.И. Бариленко, что платежеспособность-это способность предприятия своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства по платежам перед бюджетом, банками, поставщиками и другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности [1]. Здесь уровень платежеспособности определяется на конкретную дату.

В условиях развития методики анализа финансового состояния при проведении оценки ликвидности и платежеспособности предопределена необходимость разграничения понятий ликвидности и платежеспособности спецификой деятельности субъектов судостроения и судоремонта.

Исследуя уровень платежеспособности судостроительных предприятий, аналитик отражает реальную возможность субъекта хозяйствования своевременно погасить обязательства, тогда как ликвидность - лишь потенциальную возможность превращения активов в денежные средства в целях ликвидации внутренней и внешней задолженностей.

Для развития методики анализа финансового состояния с учетом особенностей хозяйствующих субъектов строительства и ремонта судов целесообразно во внутренней оперативной и бухгалтерской отчетности расширить сроки краткосрочной задолженности (от одного года до трех лет) в рамках отдельных заказов, особенно крупногабаритных, что немаловажно для эффективности деятельности субъектов хозяйствования и результативности показателей (ведь многие дебиторы могут в течение длительного времени оставлять заказ без оплаты). Если не формировать внутренней отчетности по предложенному варианту, даже в условиях современных форм отчетности, то при расчете нормативного значения коэффициента покрытия целесообразно в числителе рассматривать не просто размер дебиторской задолженности, а скорректированный на сумму ^просроченной задолженности. При условии расширения срока - на размер расширенной дебиторской задолженности. Это и определяет, на сколько должен быть выше единицы коэффициент текущей ликвидности хозяйствующего субъекта строительства и ремонта судов.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2017 для расчета коэффициента текущей ликвидности и других финансово-экономических коэффициентов.

В данном случае формула для расчета примет вид

Кв = (1 + (З + ДЗср))/КО

где Кв - коэффициент покрытия;
3 - затраты и запасы;
ДЗср - средняя величина просроченной дебиторской задолженности;
КО - краткосрочные обязательства.

С учетом нововведений в порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности согласно приказу Минфина России от 02.07.2002 № 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02», в расчет входят лишь запасы и затраты, поддерживающие безостановочный процесс производства.

В своей совокупности длительность операционных и производственных процессов, своевременность их завершения в соответствии с установленными сроками, соблюдение ассортиментной политики предопределяют получение положительных финансовых результатов и способствуют росту ликвидности и платежеспособности предприятий судостроения и судоремонта. Все это соответствует стабильному росту деловой репутации и закреплению позиций субъекта исследования на рынке судостроительных услуг.

Изменение любого из перечисленных факторов оказывает индивидуальное влияние на уровень финансово-экономической ситуации анализируемого субъекта. Каждый фактор представляет собой конкретную иерархическую ступень и его динамика способствует изменению уровня финансово-экономической ситуации от сверхстабильного до подавленного.

Динамику показателей, входящих в состав иерархической лестницы и характеризующих тенденции внутрипроизводственных процессов, целесообразно анализировать в комплексе посредством формирования обобщенного интегрального критерия оценки деятельности. Данный критерий поможет определить принадлежность судостроительных субъектов хозяйствования к конкретному уровню финансово-экономической ситуации.

В качестве базовых индикаторов автором предложены показатели оценки финансово-экономической ситуации, для определения уровня которой необходим расчет интегрального показателя (выбор формулы обусловлен сравнением показателя со среднеотраслевыми значениями, в связи с чем в основе ее представлена формула расчета среднеарифметического значения)

ИПф.э.е. = ∑(rf - rfср)/nf

где rf - ранг каждого базового индикатора;
rfср - среднеотраслевое значение базового индикатора;
(rf - rfср) - интегрированный ранг сводного показателя и среднеотраслевого значения;
nf - количество базовых индикаторов оценки.

По результатам расчета интегрального показателя ИПф.э.е. определяется принадлежность иссле-дуемого субъекта судостроения и судоремонта к тому или иному уровню финансово-экономической ситуации. Чем выше интегральный показатель, тем выше уровень финансово-экономической ситуации.

По мнению автора, финансово-экономическая ситуация может быть отнесена к одному из пяти уровней (табл. 5).

Принадлежность субъекта хозяйствования к одному из пяти уровней финансово-экономической ситуации определяет возможные направления финансового оздоровления судостроительного предприятия. Определение уровня финансово-экономической ситуации и расчет рекомендованных пока-зателей, в отличие от существующих в настоящее время методик, позволяет принимать во внимание влияние факторов, являющихся специфичными для современных условий функционирования вертикально интегрированных структур, и поможет выявить причины сложившейся обстановки с учетом рыночного окружения.

К преимуществам предложенной методики оценки финансово-экономической ситуации от-носится соблюдение сбалансированности между внутренними и внешними факторами, финансовыми и нефинансовыми показателями, а также между краткосрочными и долгосрочными целями.  

Таблица 4 Набор финансовых показателей при оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов судостроения и судоремонта [5]

Показатель Обоснование включения показателя как критерий оценки
Коэффициент инвестиционной активности Наиболее интересен для внешних пользователей отчетности при оценке инвестиционной привлекательности предприятия. Отражает активность инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта
Коэффициент исполнения обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами Интересен как внешним, так и внутренним пользователям. Характеризует своевременность и полноту расчетов анализируемого субъекта хозяйствования с бюджетными и внебюджетными фондами
Коэффициент обеспеченности собственными средствами -
Отношение долга компании к собственному капиталу Характеризует сравнительные позиции кредиторов и инвесторов в отдельно взятом бизнесе, отражает степень долговой зависимости
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Qск. Показывает скорость оборота собственного капитала (сколько рублей выручки приходится на 1 руб. вложенного собственного капитала). Рост показателя свидетельствует об эффективности использования собственного капитала
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Qск. Показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных). Отражает, сколько рублей оборота (выручки) приходится на каждый рубль данного вида активов. За рубежом - коэффициент оборачиваемости товарноматериальных запасов (имеются различия в расчетах в трудах зарубежных ученых), рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции к стоимости товарно-материальных запасов на конец учетного периода

Таблица 5. Уровни финансово-экономической ситуации субъектов судостроения и судоремонта

Уровень Показатель Характеристика Интервал расчетного значения
Первый Сверхстабильная финансово-экономическая ситуация ИП ф.э.е1 Характеризуется получением на протяжении нескольких периодов качественной сверхприбыли. Если увеличение суммы прибыли обусловлено ростом объемов продаж и снижением себестоимости, то качество прибыли от продаж продукции считается высоким Более 3
Второй Стабильная финансово- экономическая ситуация ИП ф.э.е2 Характеризуется получением предприятием на протяжении нескольких лет прибыли со среднеотраслевыми темпами прироста От 2 до 3
Третий Удовлетворительная финансово-экономическая ситуация ИПф.э.е1 Характеризуется неравномерностью получения и нарушением качества прибыли в рамках производственного процесса и возникновением сигналов об ухудшении деловой репутации От 2 до 1
Четвертый Неудовлетворительная финансово-экономическая ситуация ИПф.э.е4 Характеризуется на протяжении нескольких периодов получением как прибыли, так и убытка, тем самым нарушая сбалансированность финансово-хозяйственной деятельности От 1 до 2
Пятый Подавленная финансово-экономическая ситуация ИПф.э.е5 Характеризуется получением убытка на протяжении нескольких периодов, что свидетельствует о принятии неэффективных управленческих решений в области формирования Менее 1

Источник: разработано автором

Принцип сбалансированности показателей, характеризующих финансово-экономическую ситуацию, исключает возможность манипулирования одной группой показателей за счет других.

Применение в рамках анализа финансового состояния субъектов судостроения и судоремонта рекомендованной методики оценки финансово- экономической ситуации предусматривает расширение аналитических возможностей полученных результатов и представляет, по мнению автора, в перспективе упрощение решения вопросов в области совершенствования системы управления конкретных субъектов функционирования в сложившихся экономических условиях.

Литература

1. Бариленко В.И., Кузнецов С.И., Плотни-кова Л.К., Кайро О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. В.И. Бариленко. 2-е изд. М.: КноРус, 2006. 416 с.

2. Ендовицкий Д.А., Щербаков М.В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций: учеб. пособие / под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: ЭкономистЪ, 2007. 287 с.

3. Симоненко Л.Г. Развитие методики анализа ликвидности в рамках диагностики финансового состояния субъектов хозяйствования // Информационные возможности современной системы учета и отчетности: колл. науч. монография. Астрахань: Сорокин Р.В., 2011. 516 с.

4. Тараскина А.В., Симоненко Л.Г. Проблемы определения финансовой ситуации предприятия судостроительной отрасли в условиях рыночного окружения // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 20. С. 38-43.

Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru