всё о финансовом анализе
+7(902) 40-84-700
+7(495) 01-50-324
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Методы обеспечения информационной безопасности

Безусловно все аспекты безопасности предприятия очень важны, но сегодня на первое место уже и России выходит информационная безопасность. Информационные потребности российского рынка только формируются, хотя рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей и начинает доминировать. Чтобы оценить масштабность рынка информации, подчеркнем что в число основных его секторов входят: традиционные средства массовой информации телевидение, радио, газеты; различные справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.); многообразные справочно-информационные службы (телефонные службы, справочное бюро, доски объявлений и др.); консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и др.) и компьютерные информационные системы.

Последний из названных секторов — компьютерный — имеет ряд особенностей. Он обеспечивает новое качество информационных услуг — быстрый поиск в больших массивах информации, а также позволяет реализовать весь цикл технологии ввода, хранения, обновления и доставки информации потребителям с наиболее эффективными алгоритмическими решениями на отдельных этапах.

Поэтому вопросы информационной безопасности занимают все более важное место. Успех предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация. Сейчас главным ресурсом вместо капитала становится именно информация. В законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» подчеркивается, что информационные ресурсы являются объектами собственности граждан, организаций, общественных объединений, государства. Собственность гражданина, организации, фирмы, интеллектуальная и материальная, — один из главных, (если не единственный) источник существования для предпринимателя, получение прибыли и личного дохода, ради чего трудятся специалисты, рабочие и служащие. В понятие «собственность фирмы» входят идеи, концепции и технологии, машины, оборудование и сырье — вес то, что благодаря стараниям и усилиям людей, работающих в данной организации, превращается в товары и услуги, идущие на удовлетворение духовных и материальных потребностей населения. Интеллектуальную собственность (информацию) можно использовать для производства товаров и услуг или превратить ее в наличность, продав тому, кому она нудна. Но она может быть легко и утрачена, в том числе похищена конкурентами.

Деловым людям приходится самим определять, что в их бизнесе относится к интеллектуальной собственности, которую целесообразно держать в тайне от конкурентов и защищать определенным способом от различных посягательств. Главным критерием в выборе средств защиты интеллектуальной собственности является ее ценность (реальная или потенциальная), определяемая приносимым доходом, а также компенсацией возможных затрат на ее защиту. Для конкурентов такого рода ценность должна компенсировать риск, связанный с ее приобретением.

С точки зрения делового человека, интеллектуальной собственностью выступают знания, которые помогают ему эффективно разрабатывать и изготавливать новую продукцию, выгодно продавать товар, увеличивать свою прибыль. Способ управления производством, технологический процесс, список клиентов, профиль научных исследований, анализ конкурентоспособности — все это входит в обойму. Поэтому для достижения успеха в коммерческой деятельности приходится очень тщательно оберегать свою информацию. В результате конкуренции между различными коммерческими структурами многим российским предпринимателям наносится ущерб за счет несанкционированного добывания и использования их информации. Стало массовым явлением, когда сотрудники того или иного предприятия, подрабатывая в кооперативах других фирмах, используют методики, технологии, программы, разработанные на основном предприятии, но юридически не закрепленные в качестве его собственности. Это — ведет к потерям финансов, моральным и материальным. Для эффективной защиты интеллектуальной собственности, необходимо провести ее анализ, оценить ценность и уязвимость. Определение ценности интеллектуальной собственности позволяет выявлять возможный ущерб от овладения информацией конкурентами, недостатки объекта защиты, которые могут облегчить проникновение злоумышленника к охраняемым сведениям через каналы их утечки. Основная цель защиты любой конфиденциальной информации состоит в том, чтобы предотвратить незаконное овладение ею конкурентами или злоумышленниками.

Система защиты коммерческой информации направлена прежде всего на охрану собственных секретов предприятия. Но очень часто требуется защищать и коммерческие секреты других фирм, которые могут быть доверены на определенных условиях (например, по договору на совместные, работы, по соглашению об услугах и др.). Отказ зашиты «чужих» секретов может лишить предприятие выгодных партнеров и клиентов, а при некоторых обстоятельствах привести к крупным денежным издержкам (в порядке компенсации). Такие ситуации возможны в частности в банках, хранящих чужие секреты, в обслуживающих организациях и учреждениях, в судах, в том числе и в правоохранительных органах.

Зарубежный опыт в области защиты интеллектуальной собственности, а также отечественная практика свидетельствуют, что эффективной может быть только комплексная защита (правовая, организационная, инженерно-техническая).

В практике обеспечения безопасности информационных систем сложилась трехэтапная разработка защитных мер.

Первое (выработка требований) включает: определение состава средств информационной системы; анализ уязвимых элементов; оценка угроз (выявление проблем, которые могут возникнуть из-за наличия уязвимых элементов); анализ риска (прогнозирование возможных последствий, которые могут вызвать эти проблемы);

Второе (определение способ защиты ) дает ответы на следующие вопросы:

• Какие угрозы должны быть устранены и в какой мере?

• Какие ресурсы системы должны быть защищаемы и в какой степени?

• С помощью каких средств должна быть реализована защита?

• Какова должна быть полная стоимость реализации защиты и затраты на эксплуатацию с учетом потенциальных угроз?

В первую очередь определяют источники информации, к которым относятся: люди (сотрудники, обслуга, продавцы, клиенты и др.; документы самого различного характера и назначения, публикации, доклады, статьи, интервью, проспекты, книги и др.; технические носители информации и документов, технические средства обработки информации, автоматизированные средства обработки информации и средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе и средства связи, выпускаемая продукция, производственные и промышленные отходы.

В ряду источников конфиденциальной информации люди занимают особое место как активные элементы, способные выступать не только обладателями конфиденциальной информации, но и субъектами злонамеренных действий. Они являются и обладателями, и распространителями информации в рамках своих функциональных обязанностей. Люди способны анализировать важную информацию обобщать, делать соответствующие выводы, а также при определенных условиях, скрывать, воровать, продавать и совершать иные криминальные действия, вплоть до вступления в преступные связи с злоумышленниками.

Персонал — сотрудники, продавцы продукции, партнеры, поставщики, клиенты и т.д. — главные источники конфиденциальной информации. Поэтому необходимо тщательно изучать весь состав сотрудников, выделяя при этом обладающих особо ценной коммерческой информацией. Нужно обращать внимание как на вновь поступивших на работу, так на и на тех, кто подлежит увольнению. Эти люди, нередко, находятся в ситуациях, благоприятных к злонамеренным действиям, особенно последние. Объект особой заботы также — персонал, занимающийся сбытом продукции. Эти люди нередко получают запросы от клиентов с просьбой сообщить какие-либо сведения о возможной продаже улучшенных или новых моделей, дополнительную информацию об изделии якобы для того, чтобы его лучшим образом применить.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru