всё о финансовом анализе
Финансовый анализ - это просто!
тел. +7(902) 408-47-00
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности Скачать ФинЭкАнализ

Организация внутреннего аудита на малых предприятиях

Т.Г. Шешукова,
д-р экон. наук, профессор,
заведующая кафедрой
учета, аудита и экономического анализа
Пермского государственного национального
исследовательского университета
А.В. Береснева,
ассистент кафедры
учета, аудита и экономического анализа
Пермского государственного национального
исследовательского университета
Аудитор
№4 2015

Рассмотрены понятия внутреннего аудита, предложено новое определение. Проведено исследование аудита на малых предприятиях Пермского края, разработана методика определения организационной структуры внутреннего аудита. В результате теоретических основ и эмпирического опыта определены функции внутреннего аудитора.

На протяжении последних лет в России наблюдается устойчивый интерес к внутреннему аудиту. Его развитию и совершенствованию уделяется большое внимание, поскольку внутренний аудит является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности организации, и выступает одним из ее конкурентных преимуществ. Организация внутреннего аудита на предприятиях обусловливается также требованиями законодательства. Согласно п. 1. ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)» [1].

В настоящее время службы внутреннего аудита существуют на многих крупных и средних предприятиях, а также активно внедряются на малых предприятиях. Напомним, что критерии отнесения субъекта предпринимательства к малому приведены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. Согласно данному закону, к малым предприятиям относятся организации, у которых:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.

В Пермском крае число малых предприятий (без микропредприятий) на 1 октября 2014 г. составляло 4191 [3]. Поэтому вопрос организации внутреннего аудита имеет массовый характер и является весьма актуальным для многих малых предприятий.

Существует достаточно много определений внутреннего аудита в официальных документах, некоторые из которых приведены в табл. 1.

Анализ существующих определений внутреннего аудита позволяет отметить следующие их недостатки:

  1. в определениях не учтен принцип непрерывности осуществления деятельности службой внутреннего аудита;
  2. отсутствие в определениях конкретизации области деятельности службы внутреннего аудита. Определение, указанное в Международном стандарте аудита (ISA) 610, подразумевает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, однако, на наш взгляд, эта область не конкретизирована;
  3. только определение Международного института внутренних аудиторов предусматривает предоставление консультаций, направленных на совершенствование работы организации. В остальных консультационная функция отсутствует.

Авторы предлагают следующее определение внутреннего аудита. Внутренний аудит представляет собой непрерывную независимую проверку систем бухгалтерского и налогового учета и отчетности, осуществляемую специальным подразделением организации, атакже предоставление консультаций, направленных на совершенствование работы организации.

Активное распространение внутреннего аудита в России породило создание Института внутренних аудиторов (ИВА), который был образован в 2000 г. и является профессиональной ассоциацией, объединяющей внутренних аудиторов, специалистов в области внутреннего контроля, сотрудников контрольно-ревизионных подразделений российских компаний и организаций. ИВА имеет десять региональных центров, сформированных на базе организаций-партнеров в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Санкт-Петербурге, Тюмени, Хабаровске.

ИВА организует и проводит для своих членов тематические встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы внутреннего аудита; организует ежегодные общероссийские конференции по внутреннему аудиту; предоставляет своим членам возможность познакомиться с современными методами и способами организации и проведения внутреннего аудита; дает доступ к обширной информационной базе по вопросам внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками. ИВА проводит также семинары и корпоративные тренинги по внутреннему аудиту, на которых обсуждаются теоретические и практические аспекты внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов участвует в качестве экспертной организации при разработке законодательно-нормативной базы в сферах внутреннего аудита и внутреннего контроля.

Таблица 1. Определения внутреннего аудита

Источник Определение
Международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) [4] Деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленная на совершенствование работы организации
Международный стандарт аудита (ISA) 610 [5] Деятельность подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» [6]
Контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита

Следует отметить, что в российских организациях более активным становится использование внутреннего аудита в качестве средства, способствующего сокращению расходов, устранению неэффективной деловой практики и снижению рисков организации. Обусловливается это тем, что внутренний аудит «держит» все подразделения организации в «тонусе», контролируя эффективность их деятельности для достижения поставленных целей организации.

Необходимость организации внутреннего аудита должна быть оценена с точки зрения целесообразности. В случае принятия руководством решения о формировании подразделения (службы, отдела) внутреннего аудита необходимо определить оптимальное количество его сотрудников. Это во многом зависит от специфики организации, учетной политики, трудоемкости и прочих условий.

Нами было исследовано более десяти малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в Пермском крае со схожими параметрами, а именно:

  • основной вид деятельности: розничная продажа, строительство, сдача имущества в аренду;
  • средняя численность около 30 чел.;
  • средний объем исходящих счетов-фактур и актов от 100 до 150 шт. в месяц.;
  • экспорт и импорт отсутствуют;
  • ценные бумаги отсутствуют.

Была разработана методика формирования организационной структуры и численности службы внутреннего аудита, которая включает: состав выполняемых функций, периодичность исполнения; определение трудоемкости, приведенной к месячному исполнению; определение трудоемкости, приведенной к годовому исполнению.

В результате исследования теоретических основ и практического опыта определился следующий состав функций внутреннего аудитора:

  • оценка эффективности системы бухгалтерского учета;
  • сверка проведенных операций с плановыми данными;
  • проверка правильности расчета сумм платежей;
  • сверка данных бухгалтерского учёта с расчетами аудитора;
  • анализ рабочей документации, первичных документов, договоров; оценка соблюдения требований законодательства;
  • подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок; подготовка еженедельного отчета о контроле финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • горизонтальный и вертикальный анализ показателей бухгалтерской отчетности, анализ динамики; проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности; выявление «слабых мест»; определение существенности, оценка риска; составление плана и программы проверки; аудиторская выборка;
  • анализ точности данных по счетам бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности, с главной книгой; проверка операций с нематериальными активами, с основными средствами, НИОКР, с капитальными вложениями; проверка операций с запасами, дебиторской задолженностью, финансовыми вложениями;
  • проверка операций по полученным кредитам и займам;
  • проверка кредиторской задолженности; проверка расчетов с подотчетными лицами; проверка расчетов по оплате труда, по прочим операциям; проверка расчетов по резервам; проверка расходов будущих периодов; сверка операций с капиталом; проверка правильности формирования выручки, себестоимости, прочих доходов и расходов; проверка правильности исчисления и уплаты НДС, НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, земельного налога;
  • сравнение фактических показателей с расчетами аудитора;
  • выявление ошибок и оценка их существенности; свод результатов проверки; анализ финансовых результатов; подготовка отчета по ежемесячной проверке;
  • подготовка отчета по ежегодной проверке;
  • консультирование;
  • разработка мероприятий по совершенствованию ведения бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита [7].

Для представленных функций определена периодичность исполнения: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно.

Теоретическим и эмпирическим путем была определена трудоемкость функций внутреннего аудитора для малых предприятий с указанными ранее параметрами [8] (табл. 2). Расчет осуществлялся исходя из условий, что общее количество рабочих дней в 2014 г. составило 247 дней, среднее количество рабочих дней в месяце — 21 день (247дней:12 мес.).

Таблица 2. Расчет численности отдела внутреннего аудита в соответствии с функциональным содержанием труда

Функции Периодичность
исполнения
Трудоемкость
(ч)
Трудоемкость, приведенная к месячному исполнению (ч) Трудоемкость, приведенная к годовому исполнению (ч)
1 2 3 4 5 6
1 Оценка эффективности системы бухгалтерского учета Ежедневно 1 21 247
2 Сверка проведенных операций с плановыми данными Ежедневно 1 21 247
3 Проверка правильности расчета сумм платежей Ежедневно, кроме годовой 1 21 226
4 Сверка данных бухгалтерского учета с расчетами аудитора Ежедневно, кроме годовой 1 21 226
5 Анализ рабочей документации, первичных документов, договоров (сроки, условия) Ежедневно, кроме годовой 1 21 226
6 Оценка соблюдения требований законодательства Ежедневно 1 21 247
7 Подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок Ежедневно 0,5 10 123
8 Подготовка еженедельного отчета о контроле финансово-хозяйственной деятельности Общества Еженедельно, кроме годовой 1 4 51
9 Горизонтальный и вертикальный анализ показателей бухгалтерской отчетности, анализ динамики Ежемесячно 1 1 12
10 Проверка взаимосвязей показателей бухгалтерской отчетности Ежемесячно 1 1 12
11 Выявление «слабых мест» Ежемесячно 1 1 12
12 Определение существенности, оценка риска Ежегодно 1 - 1
13 Составление плана и программы проверки Ежегодно 0,5 - 0,5
14 Аудиторская выборка Ежегодно 1 - 1
15 Анализ точности данных по счетам бухгалтерского учета с данными бухгалтерской отчетности, с главной книгой Ежегодно 1 - 1
16 Проверка операций с нематериальными активами Ежегодно 1 - 1
17 Проверка операций с основными средствами, НИОКР, капитальными вложениями Ежегодно 1 - 1
18 Проверка операций с запасами Ежегодно 1 - 1
19 Проверка дебиторской задолженности Ежегодно 2 - 2
20 Проверка операций с финансовыми вложениями Ежегодно 1 - 1
21 Проверка операций по кредитам и займам полученным Ежегодно 1 - 1
22 Проверка кредиторской задолженности Ежегодно 1 - 1
23 Проверка расчетов с подотчетными лицами Ежегодно 1 - 1
24 Проверка расчетов по оплате труда Ежегодно 2 - 2
25 Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям Ежегодно 1 - 1
26 Проверка расчетов по резервам Ежегодно 1 - 1
27 Проверка расходов будущих периодов Ежегодно 1 - 1
28 Проверка операций с капиталом Ежегодно 0,5 - 0,5
29 Проверка правильности формирования выручки Ежегодно 2 - 2
30 Проверка правильности формирования себестоимости Ежегодно 2 - 2
31 Проверка правильности формирования прочих доходов и расходов Ежегодно 2 - 2
32 Проверка правильности исчисления и уплаты НДС Ежегодно 2 - 2
33 Проверка правильности исчисления и уплаты НДФЛ Ежегодно 1 - 1
34 Проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов Ежегодно 2 - 2
35 Проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль Ежегодно 2 - 2
36 Проверка правильности исчисления и уплаты налога на имущество Ежегодно 2 - 2
37 Проверка правильности исчисления и уплаты транспортного налога Ежегодно 1 - 1
38 Проверка правильности исчисления и уплаты земельного налога Ежегодно 1 - 1
39 Сравнение фактических показателей с расчетами аудитора Ежегодно 1 - 1
40 Выявление ошибок и оценка их существенности Ежегодно 1 - 1
41 Свод результатов проверки Ежегодно 1 - 1
42 Анализ финансовых результатов Ежемесячно 2 2 24
43 Подготовка отчета по ежемесячной проверке Ежемесячно 2 2 24
44 Подготовка отчета по ежегодной проверке Ежегодно 2 - 2
45 Консультирование Ежедневно 1 21 247
46 Разработка мероприятий по совершенствованию ведения бухгалтерского учета Ежемесячно 1 1 12
  ИТОГО   56,5 169 1976

Таким образом, общая трудоемкость функций по внутреннему аудиту за год составляет 1976 ч. Исходя из 40-часовой недели (8-часового дня) и 247 рабочих дней в году, определяется необходимое количество человек, занимающихся внутренним аудитом:

1976 : (8 х 247) = 1 человек.

На основе полученных данных организации необходимо разработать внутренний документ — Положение о внутреннем аудите, утверждаемый руководством организации.

Несмотря на то, что, согласно расчету, на предприятии требуется 1 внутренний аудитор, в Положении организация может указать, что обязанность по осуществлению внутреннего аудита возложена на отдел внутреннего аудита. Это связано с развитием организации в перспективе. По мере ее развития, возможно, произойдет изменение ключевых параметров деятельности организации, что повлияет на трудоемкость функций, и, следовательно, возможно, возникнет необходимость в увеличении числа сотрудников отдела.

В заключение следует отметить, что внутренний аудит является составной частью системы внутреннего контроля организации. При участии внутренних аудиторов система внутреннего контроля становится совершеннее и устойчивее к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Внутренний аудит является одним из инструментов повышения эффективности деятельности организации и способствует росту ее инвестиционной привлекательности.

Литература

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7344. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170573 (дата обращения: 13.12.2014).

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157188/ (дата обращения: 13.12.2014).

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. URL: http://permstat.gks.ru (дата обращения: 29.12.2014).

4. Институт внутренних аудиторов. URL: http://www.iia-ru.ru (дата обращения: 13.12.2014).

5. International Standard on Auditing 610. Using the Work of Internal Auditors. URL: https://www.ifac.org/sites/default/files/publications/files/ISA-610-(Revised-2013).pdf (дата обращения: 13.12.2014).

6. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Утверждено постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523. URL: http:// www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts (дата обращения: 13.12.2014).

7. Шешукова Т.Г., Береснева А.В. К понятию аналитических процедур в аудите/ Т.Г. Шешукова, А.В. Береснева// Аудитор. 2014. № 8. С. 28-33.

8. Шешукова Т.Г., Береснева А.В. Развитие методики применения аналитических процедур на этапе планирования аудиторской проверки/ Т.Г. Шешукова, А.В. Береснева// Аудиторские ведомости. 2014. № 10. С. 45-60.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Обратная связь
Реклама
Рейтинг@Mail.ru