Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.
Построение матрицы финансовой стратегии производится в программе ФинЭкАнализ в блоке Матрица финансовой стратегии.
Финансовая стратегия предприятия, главной задача которой - достижение полной самоокупаемости и независимости предприятия, включает в себя следующее:
Создание финансовой стратегии это формирование управленческих решений, обеспечивающих подготовку, оценку и внедрение программы стратегического финансового развития предприятия. Этот процесс на предприятии состоит из ряда этапов:
1. Определение срока формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития предприятия. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (меньший период формирования финансовой стратегии допустим).
Условие определения периода формирования финансовой стратегии предприятия -предсказуемость развития экономики и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия. В условиях нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем определяется рамками 3-5 лет.
Условия определения периода формирования финансовой стратегии это также отраслевая принадлежность и размер предприятия, стадия жизненного цикла и другие.
2. Исследование факторов внешней финансовой среды. На этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.
Для анализа факторов внешней среды, которые непосредственно влияют на финансовую деятельность предприятия используют методы:
3. Оценка сильных и слабых сторон, определяющих особенности финансовой деятельности предприятия. В процессе такой оценки определяют, способно ли предприятие воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявляют внутренние характеристики, которые ослабляют результативность финансовой деятельности.
Для диагностики внутренних проблем используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие финансовой деятельности. Для разработки финансовой стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны:
Для получения этой информации используют данные, полученные с помощью методов:
4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. В процессе такой оценки получают четкое представление о параметрах развития финансовой деятельности предприятия:
Делают оценку на основе информации, полученной на предыдущем этапе, из оценок факторов внутренней и внешней среды, которые влияют на финансовое положение предприятия.
5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главная цель - рост благосостояния собственников и максимум рыночной стоимости предприятия. Вместе с тем эта главная цель требует конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия. Система стратегических целей делает возможным:
6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Сформированные стратегические финансовые цели конкретизируют через целевые стратегические нормативы. Нормативы финансовой деятельности - база для принятия управленческих решений и контроля выполнения финансовой стратегии.
7. Принятие стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности определяются:
8. Оценка разработанной финансовой стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых предприятием. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.
Далее: инвестиционная стратегия.