Содержание инвентаризации и её значение при формировании отчетности предприятия

Мяськова Наталья Сергеевна,
магистрантка 2 курса факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО КГУ
Овчинникова Ольга Александровна,
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
ФГБОУ ВПО КГУ
Политика, экономика и инновации
№2 (19) 2018

Аннотация: в статье исследуются вопросы организации и проведения инвентаризации, как одной из важнейшей стадии формирования бухгалтерской отчетности организации.

Деятельность любого предприятия или организации характеризуется хозяйственными процессами, связанными с движением материальных, трудовых, денежных и других ресурсов. Предприятие приобретает сырье, материалы, товары для последующей переработки или продажи, арендует и поддерживает в должном виде помещения, выплачивает заработную плату персоналу. В результате всех вышеперечисленных процессов у предприятия образовываются обязательства, которые подлежат дальнейшему покрытию.

Тема работы, безусловно, актуальна, поскольку во все времена было важно обеспечить сохранность имущества предприятия и его ресурсов, предотвратить недостачи, потери и порчу. Одним из важных инструментов контроля за хозяйственной деятельностью является инвентаризация - проверка соответствия фактических данных об имуществе и обязательствах предприятия с данными бухгалтерского учета. Благодаря инвентаризации поддерживается достоверность данных бухгалтерского учета и, как следствие, на выходе предприятие имеет актуальный бухгалтерский баланс и отчеты, отражающие его действительное финансовое состояние. Важность инвентаризации подтверждается и Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [1], обязывающим проводит инвентаризацию перед составлением годового отчета. В своей учетной политике предприятия должны устанавливать порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Инвентаризация представляет собой процесс сверки фактических данных об имуществе и обязательствах предприятия с данными бухгалтерского учета. Главные цель инвентаризации - обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости. Наглядно цели инвентаризации представлены на рисунке 1.

Цели инвентаризации

Предприятия инвентаризируют свои имущество, обязательства, денежные средства и средства в расчетах в не зависимости от того, находится ли оно в собственности организации или на ответственном хранении. Из определения и целей инвентаризации становятся очевидными решаемые ею задачи:

  • выявляется фактическое количество оборотных и внеоборотных активов предприятия в натуральной форме;
  • контролируется сохранность товарно-материальных ценностей;
  • выявляются товарно-материальные ценности, утратившие свои технические свойства;
  • выявляются излишки товарно-материальных ценностей;
  • проверяется соблюдения правил хранения и эксплуатации товарно-материальных ценностей и другого имущества;
  • проверяется реальность и объективность стоимостной оценки имущества и обязательств в балансе предприятия.

Инвентаризация позволяет проверить правильность оформления документов и отражение их в регистрах бухгалтерского учета, а в случае обнаружения расхождений - внести коррективы в бухгалтерский учет.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется ФЗ «О бухгалтерском учете» [1], Положением по ведению бухгалтерского учета [2], Методическими указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 №49) [3].

Выделяют следующие виды инвентаризации:

  1. По полноте охвата проверкой:
    • Частичная - проводится раз в год в отношении конкретных объектов;
    • Периодическая - осуществляется в определенные сроки в зависимости от вида проверяемого имущества;
    • Полная - проверка всего имущества предприятия;
    • Выборочная - проводится на отдельных участках.
  2. В зависимости от основания проведения:
    • Плановые;
    • Внеплановые.

Порядок проведения, сроки, объекты инвентаризации устанавливаются предприятием, однако, существуют случаи, когда инвентаризация обязательна [4]:

  • при изменении состава имущества (продажа, аренда, выкуп, смена формы собственности);
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при изменении материально-ответственного лица;
  • при обнаружении порчи, хищения имущества;
  • при возникновении стихийных бедствий (землетрясение, пожар и т.п.);
  • при составлении ликвидационного баланса в случае реорганизации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Для проведения инвентаризации со стороны руководства должны быть созданы все условия, обеспечивающие точную и полную проверку фактически имеющегося имущества в сжатые сроки.

Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией, включая главного бухгалтера, утверждаемой руководителем в каждом конкретном случае. Комиссия может быть постоянно действующая, состоящая из работников организации, для проведения конкретных - выборочных или постоянных проверок. При этом, если хотя бы один член инвентаризационной комиссии отсутствует при проверке, ее результаты могут считаться недействительными. Прежде, чем начать инвентаризацию, проводится подготовительная работа: материально-ответственные лица сдают всю документацию в бухгалтерию, представляют расписки о том, что все имущество отражено в учете, а документы переданы в полном объеме, подготавливают материальные ценности для проверки, бухгалтерия проводит работу по обработке документации, проведению ее по регистрам бухгалтерского учета, определяют остатки ценностей по участкам и материально-ответственным лицам.

Правильность взаиморасчетов с контрагентами проверяется актами сверки, которые отправляет и запрашивает бухгалтерия дебиторам и кредиторам, соответственно. Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации (ранее унифицированная форма №ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета инвентаризационных приказов. В приказе на проведение инвентаризации указываются имущество, порядок и сроки проведения, причина проведения, состав инвентаризационной комиссии: председатель (руководитель организации), главный бухгалтер, начальник структурных подразделений (служб), представители общественности. Помимо непосредственных инвентаризаций на предприятии должны проводиться проверки и в межинвентаризационный период по распоряжению руководства. Помимо комиссии в процессе инвентаризации обязательно должно принимать участие материально-ответственное лицо. Переданная до начала инвентаризации расписка материально-ответственного лица подкалывается к инвентаризационной описи, руководитель визирует все первичные документы, на основании которых движение имущества отражено в регламентированном учете.

Процесс инвентаризации целесообразно разделить на 3 этапа [5]:

  • предварительный - ознакомление председателя комиссии с объектами инвентаризации, пломбирование мест хранения, проверка правильности измерительных приборов;
  • группирование членов комиссии для проверки отдельных участков, ознакомление с инструкцией «О порядке проведения инвентаризации» и получение необходимых бланков. На данном этапе МОЛы сдают всю документацию и расписку в бухгалтерию;
  • резолютивная часть - подведение итогов инвентаризации и отражение их в учете.

Данные инвентаризационных описей сверяются с данными бухгалтерии, и составляется ведомость учета результатов, подписываемая руководителем, главным бухгалтером и председателем комиссии.

Список источников:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2018г.)

2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2018г.)

3. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36) [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2018г.)

4. Новосельский С.О., Разумова А.С. Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии [Электронный документ] // Auditorium. -2014. - Т.3. - № 3 (3). URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/003-012.pdf

5. Овчинникова О.А. Учет долгосрочных инвестиций в интеллектуальный капитал [Текст] / О.А. Овчинникова // Вестник Государственной Сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 6. - С.16 - 18

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ