Сравнительный (рыночный) подход в оценке бизнеса

Мельник А.П.
ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет
имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ)», Москва, Россия
Труды Международного симпозиума «Надежность и качество»
2018

В статье рассматривается один из подходов оценки бизнеса, а именно сравнительный (рыночный) подход. Показана сущность данного подхода и раскрыты основные его особенности. Кроме этого описаны основные методы сравнительного подхода, а также отражены преимущества и недостатки данного метода.

Сегодня оценка бизнеса, как отдельная наука, начинает только развиваться в Российской Федерации. Но, тем не менее, способность грамотно оценить тот или иной объект в настоящее время цениться всеми юридическими и физическими лицами. Это связано с тем, что сегодня можно оценить абсолютно все что угодно, и порой от грамотно установленной цены зависит спрос на тот или иной товар, будет ли он продаваться, способен ли он вообще продаваться и быть конкурентоспособным и т.д.

По стоимости или цене можно также получить много информации и о самом предприятии, а именно на какой стадии существования оно находится, способно ли оно существовать и заниматься своей деятельностью и дальше, высока ли конкурентоспособность данного предприятия и т.д.

Сегодня существует три подхода оценки бизнеса [1]: затратный, доходный и сравнительный.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», под сравнительным подходом подразумевается совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектом - аналогом.

Другими словами, сравнительный подход - это подход, который заключается в сопоставлении одного объекта с другим, похожим на него по определенным критериям объектом, с целью определения его стоимости [2, 3].

Если сравнивать данный подход с другими подходами, а именно с доходным и затратным подходом, то можно сказать, что сравнительный подход является наиболее простым и эффективным способом для установления стоимости анализируемого объекта.

Сравнительный подход хорошо подходит при использовании статистических методов, а именно когда нужно собрать всю стоимостную информацию и обработать ее. Но, в данном подходе также существуют и некоторые сложности, в плане сбора необходимой информации и в трудности подбора подходящего аналога.

Для того чтобы использовать сравнительный подход, обязательно должны учитываться следующие требования:

Во-первых, анализируемый объект не должен быть в единичном экземпляре, т.е. он должен быть распространен и известен на рынке, для того чтобы без проблем подобрать к нему объект-аналог.

Во-вторых, вся информация, используемая при данном подходе должна быть точной, конкретной, и подходящей к изучаемому объекту и к объекту -аналогу. В том числе должна присутствовать информация о сформированной рынком цене объекта-аналога.

В-третьих, при установлении цены стоимости анализируемого объекта очень важно, чтобы все факторы, влияющие на стоимость данного объекта, были похожи на факторы другого объекта, который будет взят в качестве аналога объекта оценки.

Таким образом, можно сказать, что информация в данном подходе играет не последнюю роль, именно она является основанием для установления той или иной цены стоимости анализируемого объекта, а аналог объекта оценки в сравнительном подходе является ключевым элементом, без которого данный подход не используется.

Если было решено использовать сравнительный подход для установления цены стоимости того или иного объекта, то перед этим нужно совершить несколько этапов работ.

Первый этап заключается в изучении динамики продаж, а именно что на данный момент востребовано и хорошо продается, а что нет, также в изучении состояния конкуренции на рынке.

На втором этапе происходит сбор, проверка и обработка всей необходимой информации об аналогах объекта оценки, которые были проданы либо только предложены на продажу. Конечно, вся информация должна быть документально подтверждена [4].

Собрав всю необходимую информацию об аналогах, необходимо её сопоставить с данными об объекте оценки, в том случаи если возникает несоответствие, то осуществляется корректировка данных, в том числе корректируется цена аналогов. И в конечном итоге устанавливается стоимость объекта оценки.

Говоря о сравнительном подходе оценке бизнеса, особое внимание стоит уделить трем основным его методам, к которым относятся метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала заключается в сопоставлении цены, установленной фондовым рынком к объекту-аналогу.

При использовании данного метода происходит поиск компании - аналога, установление ее рыночной стоимости и расчет стоимости анализируемой компании (объекта-оценки) [5]. Также для более правильных расчетов при определении стоимости в данном методе используется мультипликатор.

Под мультипликатором подразумевается коэффициент, который отражает связь между рыночной ценой объекта оценки и его экономическими и финансовыми показателями, такими как выручка от реализации, стоимость активов, прибыль объекта-аналога и т.д.

Мультипликатор можно посчитать по следующей формуле:

М = Ц / ФБ

где М - оценочный мультипликатор,
Ц - цена продажи предприятия-аналога,
ФБ - финансовая база.

Из-за того, что порой невозможно найти два абсолютно одинаковых объектов, оценщик использует несколько мультипликаторов, которые наиболее подходят к одному и тому же объекту одинаково.

Если говорить о методе сделок, то можно сказать, что этот метод немного похож на метод рынка компании, т.к. также как и там происходит сопоставлении одного с другим. В методе сделок рыночную стоимость анализируемой компании можно определить исходя из сведений о продаже акций компании, или ее долей и уже основываясь на той цене, которая была прописана в сделке по продаже, установить стоимость анализируемой компании. Также можно использовать сведения о продаже акций компаний-аналогов.

Что касается метода отраслевых коэффициентов, то он заключается в использовании показателей, которые способны отразить взаимосвязь между установленной на рыке ценой компании и определенными финансовыми показателями, которые формируются на основании специфики деятельности компании (отраслевое различие). Для совершения расчетов в данном методе используются отраслевые коэффициенты, которые рассчитываются исследовательскими институтами на основании статистических данных о цене продажи предприятий.

Данный метод широко распространен за рубежом, он позволяет быстро оценить малые компании, у нас же этот метод используется не часто, т.к. порой тот объем статистических данных, необходимый в данном методе отсутствует.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сравнительный подход имеет много преимуществ (плюсов) по сравнению с доходным и затратным подходом, к которым относятся следующие моменты:

  1. Сравнительный подход является наиболее простым подходом в применении, который способен дать точный результат.
  2. Данный подход тесно связан со статистикой, из-за чего объем анализируемой информации увеличивается и тем сама делает результат более обоснованным и детальным.
  3. В ходе сравнительного подхода изучается рынок и учитывается реальное соотношение спроса и предложения на аналоги объекта оценки, т.к. данный подход основан на сопоставлении анализируемого объекта с аналогом, который был уже продан или только готовится к продаже.
  4. В случаи неполного соответствия объекта оценки и аналога, в обязательном порядке вносятся корректировки.
  5. На основе итоговой стоимости объекта оценки или аналога, можно получить информацию о мнениях типичных продавцов и покупателей, также в ценах продаж отражается изменение финансовых условий и инфляция.

У сравнительного подхода, как и у любого приема или метода, имеются и недостатки, к которым относятся следующие моменты:

  1. В ходе изучения объекта оценки и его аналогов, используется большой объем информации, собранной за несколько лет, обычно за два или три года, что усложняет обработку данной информации.
  2. При использовании сравнительного подхода возникают сложности в самом сборе необходимой для анализа информации об аналоге объекта оценки; т.к. в качестве аналога берутся объекты, которые уже либо продавались, либо только собираются продаваться, из-за чего возникает сложность в сборе информации о цене и условиях сделки.
  3. Из-за того, что полностью одинаковых двух объектов с одинаковой характеристикой сложно найти, возникает необходимость вносить различные корректировки в данные об аналогах, или в конечном результате сравнительного подхода. Два объекта могут отличаться друг от друга по разным причинам: разные условия сделки, по-разному происходили продажи, наличие различного оборудования и ассортимента и т.д.
  4. Сравнительный подход очень зависит от состояния рынка, а именно от его стабильности и активности.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что данный подход требует наличия большого объема информации, порой эта информация носит статистический характер, а также требует наличие аналогичного объекта, без которого этот подход не работает. Из-за чего сравнительный подход проигрывает остальным подходам.

Плюс в настоящее время найти аналогичный объект с необходимой информацией на территории Российской Федерации, порой очень проблемно, можно просто не найти аналога. Это происходит при создании абсолютно нового объекта, сооружения, например создание нового оружия, нового станка, ноу-хау, поэтому чаще всего объекты оценки РФ сравнивают с объектом, находящимся за рубежом т.к. на мировом рынке найти, допустим, компанию, подходящую по всем критериям проще.

Литература

1. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 с

2. Акинин, Д.В. Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин / Д.В. Акинин, В.Ю. Прохоров, Г.О. Комаров // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т.2. С. 178-179.

3. Прохоров, В.Ю. Пути реализации эффекта безызносности шарнирных сопряжений / Труды Международного симпозиума Надежность и качество. 2013. Т.1. С. 43-46.

4. Синюков, Н.В. Исследование влияния сочетания конструкционных материалов на противозадирные и противоизносные свойства смазок / Н.В. Синюков, В.Ю. Прохоров, Л.В. Окладников, // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2015. Т.2. С. 139-141.

5. Прохоров, В.Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.

6. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ.

7. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ.

8. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 64 6.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ