Учет затрат по займам и кредитам

Сальников В.В.,
к.э.н., доцент
Краснодарского кооперативного института
(филиала) Российского университета кооперации
Алексеев В.М.
АНО ДПО «Академия ГлавСпец»,
г. Краснодар, РФ
Инновационная наука»
№11-1 2016

Аннотация. Займы и кредиты в настоящее время широко используются организациями всех форм собственности и индивидуальными предприятиями в период их образования, становления и иных аспектах хозяйственной жизни. Кредитование осуществляется как коммерческими банками, так и государством в форме поддержки малого и среднего предпринимательства. В данной научной статье рассматриваются принципы и организация учета затрат, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам.

Цикличность развития экономики России не позволяет многим предприятиям перестроиться и динамично развиваться в условиях падения покупательной способности населения, снижения уровня потребления и повышения цен на сырье и материалы. В период кризиса многие предприятия прибегают к диверсификации производства, которая предполагает расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентации рынков сбыта и освоение новых видов производства с целью повышения его эффективности, получения большей экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Однако, как правило, собственных оборотных средств не достаточно для проведения вышеуказанных мероприятий и предприятия прибегают к привлечению заемных средств. Этому также способствует государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России [1]. В 2015 году Правительством РФ на эти цели выделено около 17 млрд. руб., в 2016 году - 11 млрд. руб. Данная поддержка реализуется фондами микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства путём предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сумме до 3 000 000 рублей сроком до 3 лет [2].

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). Предприятие-заемщик принимает к бухгалтерскому учету кредиты и займы в момент фактического перечисления (передачи) денежных средств и отражает ее в составе кредиторской задолженности.

Данная задолженность предприятия-заемщика по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную (срок погашения менее 12 месяцев) и долгосрочную (срок погашения более 12 месяцев), а также срочную (срок погашения которой по условиям договора не наступил) и просроченную (с истекшим согласно условиям договора сроком погашения) [4].

В бухгалтерском учете движение средств кредитов и займов учитывается на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Синтетический и аналитический учет задолженности по полученным займам и кредитам, включая выданные заемные обязательства ведут в ведомости по видам займов и кредитов.

Затраты по полученным займам и кредитам признаются расходами того периода, в котором они произведены (текущие расходы), за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Затраты по займам и кредитам включаются в текущие расходы в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами [3].

По нашему мнению если предприятие использует средства от полученных займов и кредитов для предварительной оплаты материально-производственных запасов, других активов, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию этих займов и кредитов относятся предприятием-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой или выдачей авансов и задатков на указанные цели. После того как запасы получены (работы выполнены, услуги оказаны), данные расходы включаются в их себестоимость.

Бухгалтерские записи, отражающие указанные операции, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Корреспонденция счетов по учету расходов на обслуживание кредитов и займов

Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Отражены проценты, начисленные по кредитам и займам, направленным на предварительную оплату, выдачу авансов, задатков в счет оплаты материально-производственных запасов (работ, услуг) 60,76 66,67
Проценты по кредитам и займам включены в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов (работ, услуг) 07, 10, 15 и др. 60,76
Начислены проценты по кредитам, займам 91 66,67
Отражены дополнительные затраты, произведенные в связи с получением кредитов, займов 91 60,76
Отражена уплата процентов по кредитам, займам осуществление дополнительных затрат 60, 66, 67,76 50, 51, 52,55

Включение заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, производится в отчетном периоде, в котором были осуществлены указанные расходы [5].

Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим их отнесением в состав операционных расходов в течение срока погашения данных заемных обязательств перед кредитором предоставившим кредит.

Список использованной литературы:

1. Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс] - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12240.

2. Парамонов П.Ф., Сальников В.В. Развитие малых предприятий в сельском хозяйстве / Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 3. С. 11-14.

3. Сальников В.В., Бабыкина Е.С. Измерение затрат в системе управленческого учета / Материалы Х Международной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций», 30 ноября 2015, г.Краснодар. - Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (Краснодар), 2015. - С. 23-26.

4. Халяпин А.А., Южакова А.В. Государственное регулирование экономики регионов / Новая наука: Современное состояние и пути развития. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. № 1-1 (56). С. 179-181.

5. Халяпин А.А. Оптимизация структуры бухгалтерского баланса как фактор повышения финансовой устойчивости организации / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 954-983.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ