Администрирование взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней

М.И. Игнатов, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина
Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
Journal of Economy and Business,
vol.4-2

Аннотация. Одним из способов действенного регулирования потоков экспорта и импорта, создания благотворной конкурентоспособной среды для национальных производителей является применение экономических мер воздействия, осуществляемых посредством взимания таможенных платежей в системе перемещении товаров через таможенную границу. В статье проводится анализ деятельности ФТС России по администрированию взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. Выявляются основные проблемы, возникающие в процессе администрирования таможенных платежей.

Благодаря фискальному направлению финансовой деятельности таможенных органов, ими формируется около половины доходной части федерального бюджета. Это предопределяет важность решения вопроса о том, каким должен быть механизм правового регулирования администрирования таможенных платежей и пеней в условиях новой формы экономической интеграции.

Говоря об администрировании взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, необходимо отметить, что общая сумма задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами за 2016 год составила 44,2 млрд. рублей, за 2017 - 46,1 млрд. рублей, за 2018 год этот показатель - 49,2 млрд. рублей.

Для наглядности более детально цифровые данные о состоянии задолженности по уплате таможенных платежей и пеней представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2018 гг., млрд. руб.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
2016 г. 2017 г.
Общая сумма задолженности, в том числе 44,2 46,1 49,2 111,3 106,7
- по таможенным платежам 26,2 28,0 30,6 116,8 109,3
- по пеням 18,0 18,1 18,6 103,3 102,8

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней ежегодно возрастает. Общая сумма задолженности за 2018 год на 3,1 млрд. рублей больше по сравнению с 2017 годом, и на 5 млрд. рублей - по сравнению с 2016 годом. Рост общей задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2018 год по сравнению с 2017 годом составил 6,7%, а по сравнению с 2016 годом - 11,3%.

В отчетном году по сравнению с прошлым годом сумма задолженности по таможенным платежам выросла на 3,1 млрд. рублей, а по пеням - на 0,5 млрд. рублей, а по сравнению с базисным годом сумма задолженности по таможенным платежам увеличилась на 4,4, млрд. рублей, а по пеням сократилась на 0,6 млрд. рублей.

Исходя из имеющихся данных, очевидно, что показатели состояния задолженности по уплате пеней за 2016 - 2018 гг. находятся на примерно одинаковом уровне, а что касается показателей состояния задолженности по уплате таможенных платежей, то они имеют тенденцию к увеличению.

Ежегодно Федеральной таможенной службой предоставляются данные о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. Так, в 2016 году взыскано задолженности на сумму 17 млрд. рублей, в 2017 году - на сумму 17,7 млрд. рублей. За 2018 год таможенными органами было взыскано таможенных платежей и пеней на сумму 12,5 млрд. рублей.

В таблице 2 более подробно представлены показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016 - 2018 годы.

Таблица 2. Показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2018 гг., млрд. руб.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
2016 г. 2017 г.
Общая сумма взысканной задолженности, в том числе 17 17,7 12,5 73,5 70,6
- по таможенным платежам 15,6 14,3 11,4 73,1 79,7
- по пеням 1,4 3,4 1,1 78,6 32,4

Анализируя представленные данные, необходимо отметить негативную тенденцию снижения показателей взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней при росте задолженности, что говорит об снижении эффективности администрирования задолженности по уплате таможенных платежей и пеней таможенными органами Российской Федерации.

По сравнению с 2017 годом сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней снизилась с 17,7 до 12,5 млрд. рублей на 5,2 млрд. рублей. Следует сказать, что взыскание таможенных платежей сократилось на 2,9 млрд. рублей, а взыскание пеней по сравнению с предыдущим годом - на 2,3 млрд. рублей [1].

Сравнивая показатели 2016 и 2018 годов, необходимо отметить, что сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней снизилась с 17 до 12,5 млрд. рублей на 4,5 млрд. рублей. Взыскано таможенных платежей на 4,2 млрд. рублей меньше, а пеней - на 0,3 млрд. меньше по сравнению с 2016 годом [2].

Особенно ярко заметно снижение показателей при рассмотрении их в процентном соотношении. Так, показатели взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в сумме в 2018 году оказались ниже показателей 2016 года на 26,5%, а показателей 2017 года - на 29,4%, что, безусловно, свидетельствует о необходимости совершенствования и модернизации мер администрирования взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.

Для наглядного представления проведенный анализ показателей взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за 2016-2018 гг. представлен ниже на рисунке.

Динамика взыскания задолженности по таможенным платежам

Говоря об администрировании взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, необходимо также отметить изменения и нововведения, произошедшие в сфере правового регулирования данного вида деятельности таможенных органов.

В 2016 году в соответствии с приказом ФТС России от 24 ноября 2016 г. № 2206 внедрена и введена в эксплуатацию автоматизированная подсистема учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС «Задолженность»), в которой реализована возможность централизованного учета фактов задолженности по уплате таможенных платежей и пеней во всех таможенных органах в режиме реального времени.

В рамках мероприятий по централизации учета таможенных и иных платежей в 2017 году в автоматизированной подсистеме учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей реализована возможность учета фактов задолженности по уплате таможенных платежей и пеней во всех таможенных органах в режиме реального времени.

В 2017 году приказом ФТС России от 8 августа 2017 г. № 1288 утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Данный порядок позволяет таможенным органам реализовать положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие запрет иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и административных штрафов, а также при их неоднократном привлечении к административной ответственности [3].

В 2018 году в результате доработки информационных сервисов Личного кабинета участника ВЭД реализована возможность размещения в режиме онлайн информации о наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.

Федеральным законом № 289-ФЗ введены новые положения в части совершенствования процедуры взыскания неуплаченных таможенных платежей, касающиеся перехода на электронное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД при взыскании задолженности.

В настоящее время в тестовом режиме в Личный кабинет участника ВЭД направляются уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней. По окончании работ по модернизации информационно-программных средств в Личном кабинете участника ВЭД будут размещаться также иные документы, направление которых в электронном виде предусмотрено положениями Федерального закона № 289-ФЗ.

Подводя итог, следует сказать, что за последние годы наблюдается тенденция роста задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, что свидетельствует о необходимости модернизации и совершенствования подходов к администрированию взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.

Библиографический список

1. Петрушина О.М., Алексеева Е.В., Филиппов М.И. Администрирование взыскания таможенных платежей в федеральный бюджет России // Финансовая экономика. 2018. №8. С. 344-348.

2. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гажва В.О., Серова О.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в федеральный бюджет России // Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (50). С. 51-55.

3. Ежегодный сборник "Таможенная служба Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 15.03.2018)

Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ