Налоговый контроль

Налоговый контроль - это проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Порядок осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым кодексом РФ (часть первая), в котором определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин:

  • значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет в результате налоговой недисциплинированности некоторой части налогоплательщиков;
  • несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количествава изменений, дополнений, отмена отдельных положений;
  • нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основание двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер;
  • несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;
  • недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;
  • преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.

Органы налогового контроля

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют взаимодействие с государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, органами внутренних дел и пр. в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информации в целях исполнения возложенных на них задач.

Формы налогового контроля

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий. Основными формами налогового контроля являются:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля – это различные действия налоговых органов с целью проверки соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.82 НК РФ). В каких случаях проводятся мероприятия налогового контроля Мероприятия налогового контроля проводятся во время налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов проверок. Некоторые мероприятия налогового контроля могут проводиться вне рамок налоговых проверок (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом). Налоговые инспекторы вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • Инвентаризация (п.13 ст.89 НК РФ). Во время инвентаризации инспекторы проверяют достоверность данных, содержащихся в документах налогоплательщика.
  • Осмотр (ст.91,92 НК РФ). (ст.91,92 НК РФ). Проверяющие вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения.
  • Истребование документов, информации (ст.93,93.1 НК РФ). Если налоговому инспектору, который участвует в проверке, необходимы документы, он имеет право истребовать их у проверяемого лица или организации. Выемка (ст.94 НК РФ).
  • Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить доказательствами нарушения налогового законодательства. По словам самих налоговиков, это одно из самых маловероятных мероприятий, которое может ждать компанию на проверке. Непопулярность процедуры объясняется сложностью ее оформления. Малейшая формальная ошибка, и компании удается признать выемку незаконной.
  • Экспертиза (ст.95 НК РФ). В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Отметим, что с 2015 года ФНС жестко сократила объем средств, выделяемых инспекциям на почерковедческие и технические экспертизы. Что на руку компаниям, особенно в налоговых спорах, где теперь можно стоит ссылаться на отсутствие экспертизы подписей.
  • Получение экспертного заключения (ст.95 НК РФ). Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
  • Вызов в качестве свидетеля (ст.90 НК РФ). Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
  • Допрос (ст.90 НК РФ). В необходимых случаях при проведении налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Как правило, без допросов не обходится ни одна налоговая проверка.
  • Привлечение переводчика (ст.97 НК РФ). В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Налоговые инспекторы также могут проводить фото- и киносъемку, видеозапись хода проведения мероприятий налогового контроля, использовать копировально-множительную технику, иные технические средства. Применение таких средств должно быть отражено в протоколе.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про налоговый контроль

  1. Актуальные аспекты налогового контроля Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками налоговыми агентами и плательщиками
  2. Роль налогового контроля в области налога на доходы физических лиц Оценена результативность и эффективность мероприятий налогового контроля проводимые налоговым органом в отношении налога на доходы физических лиц Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений возникающих при уплате налогов и сборов до зачисления налоговых
  3. Налоговый анализ и контроль при слиянии и поглощении компании Соответственно налоговый контроль нуждается в повышении своей результативности ровно также как и налоговый анализ Кроме того
  4. К вопросу об оценке эффективности налогового контроля Ф.Ф Шацило Г.В Что мешает налоговому контролю Налоговая политика и практика 2011 № 2.С 25-31 8 Мурзина Е.А Ванюхина А.М Проблемы
  5. Налоговые проверки в системе налогового контроля В настоящее время основное место в системе государственного контроля занимает налоговый контроль так как в рыночной экономике основным фискальным и регулирующим инструментом является налоговая система
  6. Налоговые риски в системе налогового контроля РФ Рассматривается основная зона налоговых рисков выездной налоговый контроль Проанализированы основные причины возникновения налоговых рисков и пути их минимизации на предприятии Сделан
  7. Организация выездной налоговой проверки и ее результативность на примере ИФНС России по Советскому району Махачкалы Дагестан Подчеркивается что одним из важнейших компонентов налоговой политики государства является снижение уровня налогового бремени и совершенствование налогового администрирования которые неразрывно связаны с налоговым контролем Выездные налоговые проверки являются самым эффективным видом налогового контроля за соблюдением налогового законодательства
  8. Проблемы эффективности выездных налоговых проверок Ключевыми методами налогового контроля являются налоговые проверки Они позволяют выявить факты неуплаты или неполной уплаты налогов и
  9. Налоговое планирование и некоторые аспекты налоговой учетной политики Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами 6.7 Следует учитывать что
  10. Внутренний контроль финансовых результатов В противном случае велик риск санкций со стороны контролирующих налоговых органов вплоть до ликвидации организации В целях управленческого учета введение которого в общую
  11. Предупреждение налоговых правонарушений на предприятиях на основе анализа контрольной деятельности налоговых органов Определяющий механизм налогового администрирования - налоговый контроль реализуемый через систему организации форм и методов В статье рассмотрена проблема предупреждения налоговых
  12. Проблемы организации выездных налоговых проверок Государственный финансовый контроль многообразен и включает различные виды контроля налоговый бюджетный банковский валютный таможенный Существование теневой экономики неизбежно для любого современного общества и
  13. Учет и контроль резервов по сомнительным долгам В Ю 2018 В ходе контроля сомнительных долгов необходимо учитывать как особенности формирования резервов в зависимости от категории дебиторов так ... В Ю 2018 В ходе контроля сомнительных долгов необходимо учитывать как особенности формирования резервов в зависимости от категории дебиторов так и порядок их использования на погашение зависших сумм в бухгалтерском и налоговом учете Методика ведения учета при возникновении сомнительных долгов имеет определенную специфику рис 1 Рисунок
  14. Направления реформирования порядка взимания и возмещения НДС АСК НДС-2 представляет собой автоматизированный механизм который реализует перекрестные проверки осуществляя при этом камеральный контроль налоговых инспекций по НДС используя информацию книг покупок и продаж журналов по учету полученных
  15. Отбор претендентов для выездной налоговой проверки критерии и особенности Для более эффективного отбора фирм куда отправятся налоговые инспекторы для осуществления контроля разработан ряд критериев Рассмотрим подробнее самые распространенные и весомые из
  16. Понятие взаимозависимых лиц в налоговых правоотношениях Признание лиц взаимозависимыми влечет повышенное внимание налоговых структур анализ и контроль заключаемых сделок и применяемой системы ценообразования Итак взаимозависимые стороны -
  17. Камеральные налоговые проверки результативность и проблемные аспекты реализации С учетом сложившейся практики выявлены наиболее уязвимые направления реализации камерального налогового контроля НДС и низкое качество представляемых материалов в ходе предпроверочного анализа Одной из форм
  18. Предпроверочный анализ как инструмент прогнозирования выездной налоговой проверки учреждений УИС и его совершенствование Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика это мероприятие налогового контроля которое реализуется до вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки Именно от него
  19. Новые мероприятия внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками В условиях автоматизации многих учетных процессов на предприятии а также взаимодействия с органами власти во все большей степени в электронном виде актуальными являются новые мероприятия внутреннего контроля так как меняются подходы расчеты все больше внедряется электронное правительство 1 электронный документооборот между компаниями и налоговыми органами растут и объемы передаваемых данных Также возрастает необходимость контроля за полнотой и достоверностью
  20. Построение модели внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности в организациях оптово розничной торговли Примером такой ситуации является отсутствие на счетах организации денежных средств для платежа важнейшему контрагенту уплаты налогов выплаты заработной платы и т.п При этом менее значим контрагентам за последнюю неделю было ... В большинстве случаев потеря ликвидности и рост дебиторской и кредиторской задолженности возникают не из-за убыточности бизнеса а в отсутствие надлежащего контроля Это требует нового подхода к процессу управления организацией характерной особенностью которого является усиление контрольной
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ