Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение - это противоправное, виновное нарушение обязанностей, прав и законных интересов участников налоговых отношений, за которое установлена юридическая ответственность. Выделяют следующие группы налоговых правонарушений:

  • против системы налогов;
  • против прав и свобод налогоплательщиков;
  • против исполнения доходной части бюджетов;
  • против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  • против контрольных функций налоговых органов;
  • против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • против обязанностей по уплате налогов.

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях. осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 5 НК РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены гл. 16 и 18 НК РФ. Налоговыми правонарушениями являются:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);
  • непредставление налоговой декларации (ст. 119);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);
  • нарушение правил составления налоговой декларации (ст. 121);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение налогоплательщика (ст. 124);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126);
  • отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127);
  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128);
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129);
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 1291);
  • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133);
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора пли налогового агента (ст. 134);
  • неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135);
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 1351).

Субъектами налоговых правонарушений могут быть организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Ответственность за налоговые правонарушения

Статья 108 НК РФ определяет общие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени, а привлечение к ответственности налогового агента - от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
  4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (эти обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и другими способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (эти обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
  3. выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другими уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов таких органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определяется по правилам ст. 113 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение, истекли 3 года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) и 122 (неуплата или неполная уплата сумм налога) НК РФ. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется в отношении налогового правонарушения, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про налоговое правонарушение

  1. Предупреждение налоговых правонарушений на предприятиях на основе анализа контрольной деятельности налоговых органов В статье рассмотрена проблема предупреждения налоговых правонарушений предприятиями Разработана методика комплексной оценки и анализа контрольной деятельности налоговых органов Цели Провести
  2. Субсидиарная и субсидиарно-солидарная ответственность как способ защиты при совершении налоговых правонарушений Аннотация Статья посвящена субсидиарной ответственности за нарушения налогового законодательства при привлечении лиц причинивших вред организации преступлением административным и налоговым правонарушением в том числе в рамках дела о банкротстве Делается вывод о том что
  3. Роль налогового контроля в области налога на доходы физических лиц Приведены сроки представления и виды налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц для того чтобы провести анализ основных налоговых правонарушений совершающими налоговыми агентами Оценена результативность и эффективность мероприятий налогового контроля проводимые налоговым органом
  4. Камеральные налоговые проверки результативность и проблемные аспекты реализации В 2018 г выявлено нарушений по результатам 3531037 камеральных проверок что составляет 5.2% от общего количества проведенных камеральных проверок В 2017 г количество камеральных налоговых проверок вывивших налоговые правонарушения составило 3014277 ед что на 516 760 ед меньше чем в 2018 г
  5. Налоговые риски в системе налогового контроля РФ Здесь наиболее важным является расширение сферы превентивного налогового контроля для сокращения количества налоговых правонарушений Для этого необходимо своевременное оказание консультационно-методических услуг налогоплательщикам со стороны налоговых органов освещение
  6. Эволюция механизма принудительного взыскания задолженности перед бюджетом Поскольку обязанность по уплате налогов пени и штрафа может возникнуть также и на основании вступившего в силу решения принятого по результатам налоговой проверки можно выделить три основания для направления требования об уплате налога пени и штрафа неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения если дело о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматривалось в порядке предусмотренном ст 101 НК РФ на основании вынесенного решения о
  7. Выездные налоговые проверки что нужно знать налогоплательщику Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий включающих сбор изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях Цель проведения такого анализа - решение вопроса о целесообразности назначения проверки а также
  8. Методика проведения камеральной налоговой проверки земельного налога в Российской Федерации
  9. Особенности определения налоговой нагрузки предприятия для выявления налоговых рисков Рассмотрены два варианта расчета показателя налоговой нагрузки налогоплательщика применяемые налоговыми органами при анализе рисков совершения налоговых правонарушений на основании сведений о как об уплаченных так и о начисленных налогах Дана
  10. Налоговые проверки виды порядок проведения и оформления результатов Цель камеральной налоговой проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах предотвращение налоговых правонарушений взыскание неуплаченных сумм не полностью уплаченных налогов по выявленным правонарушениям привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений а также подготовка необходимой информации для обеспечения разумного отбора налогоплательщиков для проведения выездных
  11. Интегральная оценка налогоплательщиков в целях планирования выездных налоговых проверок Это позволяет выявлять налоговые правонарушения на базе совокупности сведений накопленных и систематизированных инспекцией в базе ЭОД и прогнозировать
  12. Налоговое администрирование Пример Создание в налоговых органах в 2017 году специальных аналитических подразделений по выявлению признаков налоговых правонарушений на основе автоматизированного анализа больших данных Повышение квалификации налоговых органов в сфере выявления
  13. Требования налогового органа в деле о банкротстве В каких случаях они не подлежат удовлетворению Такими доказательствами в первую очередь могут служить первичные документы а именно налоговые декларации представленные налогоплательщиком в налоговый орган решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Во вторую очередь судом исследуется вопрос о соблюдении налоговым органом обязательного досудебного порядка
  14. Проблемы эффективности выездных налоговых проверок Своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений Неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах Обоснованность
  15. Выездная проверка Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения формируется доказательственная
  16. Налоговые проверки в системе налогового контроля Некоторые налогоплательщики обходят стороной данный закон уклоняясь от уплаты налогов путем занижения своей налоговой базы или просто сокрытия ее что в свою очередь является крупным налоговым правонарушением Функционирование государства во многом зависит от налоговых поступлений именно поэтому так важно чтобы
  17. Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства НК РФ 19 Налоговый кодекс РФ Ч 1 Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред Федерального закона ... Кроме того действующее законодательство в сфере обеспечения возможности выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства требует доработки в части применения методик позволяющих максимально точно и однозначно установить факт существования исследуемых правонарушений и причинно-следственной связи между их наличием и действиями определенных в законе субъектов Библиография 1
  18. Банковская тайна При этом субъекты этого правонарушения могут быть не обязательно кредитными организациями и их служащими а любыми пользователями банковской тайны ... Фактически единственный вид используемой на практике ответственности в области банковской тайны это ответственность кредитных учреждений за непредставленную или несвоевременно представленную информацию налоговым структурам Стоит отметить что такие случаи совсем не являются редкими а в арбитражной практике
  19. Методы оперативной оценки вероятности наступления субсидиарной ответственности и ее предполагаемого размера ФНС по результатам ранее проведенных проверок и т.д но и дополнительные материалы добываемые исполнителем услуги самостоятельно например путем опроса сотрудников предприятия его участников и взаимосвязанных с ними лиц выносится обоснованное суждение о вероятности привлечения к субсидиарной ответственности по каждому из следующих поводов налоговые правонарушения допущенные организацией-должником неподача заявления о банкротстве невнесение изменений в ЕГРЮЛ и ЕФРСФДЮЛ отсутствие
  20. Преднамеренное и фиктивное банкротство некоторые алгоритмы решения проблемы Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации 2017 Статья 14.12 Фиктивное или преднамеренное банкротство 3 Налоговый кодекс Российской Федерации
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ