Инновация

Инновация - это новшество в области техники, технологии, компании труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

Управление инновациями

Управление инновациями основано на:

  • экстраполяции, при которой предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде;
  • составлении текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование;
  • разработке принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления);
  • принятии оперативных решений, применяемых при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.

Для целей управления инновациями разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов внешней среды. Для анализа потенциала инновационного предприятия используются:

  • портфельные матрицы,
  • сканирование,
  • форкастинг,
  • бенчмаркинг,
  • эссесмент,
  • модель взаимосвязи стратегических факторов успеха и др.

Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:

  • распространенность;
  • место в производственном процессе;
  • преемственность;
  • ожидаемый охват доли рынка;
  • степень новизны и инновационный потенциал.

Классификация инноваций - схема

Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:

Виды инноваций по распространенности:

  • единичные;
  • диффузные;

Виды инноваций по месту в производственном цикле:

  • сырьевые;
  • обеспечивающие (связывающие);
  • продуктовые;

Виды инноваций по преемственности:

  • замещающие;
  • отменяющие;
  • возвратные;
  • открывающие;
  • ретровведения.

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

  • локальные;
  • системные;
  • стратегические.

По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

  • радикальные;
  • комбинаторные;
  • совершенствующие.

По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

Кроме того, классифицировать инновации можно:

  • по степени воздействия на экономику;
  • по уровню воздействия на процесс производства;
  • по уровню воздействия на факторы производства;
  • по области применения;
  • по причинам возникновения;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей.

Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

  • базовые;
  • улучшающие;
  • псевдоинновации.

Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню.

Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;

Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные; позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:

  • расширяющие;
  • заменяющие;
  • улучшающие.

Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;

Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.

Виды инноваций по области применения:

  • технологические;
  • организационно-управленческие;
  • экономические;
  • маркетинговые;
  • социальные;
  • экологические;
  • информационные.

Наибольшее применение на практике находят:

    инновации технологического характера; продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов;
  • к организационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием;
  • к экономическим - использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства;
  • к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения;
  • к социальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда;
  • к экологическим - использование новых технологий, реализация новых технологий в области охраны окружающей среды;
  • к информационным, использование новых информационных технологий.

Виды инноваций по причинам возникновения:

  • стратегические;
  • реактивные.

Стратегические инновации носят, как правило, перспективный характер и предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации; реактивные инновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации подразделяются на

  • создающие новые потребности;
  • удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом;
  • более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

Приведенная классификация инноваций не только используется для целей статистического учета, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень собственной конкурентоспособности>, разрабатывать стратегию развития, обосновывать меры по совершенствованию менеджмента.

В промышленности принято различать два вида технологических инноваций; продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.

  • Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация); это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Пример инноваций радикального типа (принципиально новых): микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось.
  • Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

В сфере услуг услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг. Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

  • организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;
  • внедрение стандартов качества, например ISO 9000.

Кроме того, по месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

Еще найдено про инновация

  1. Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности 1 Трачук А В доктор кон наук профессор кафедры Стратеги чески й и
  2. Особенности стоимостной оценки кризисного предприятия Определение стоимости кризисного предприятия имеет ряд особенностей связанных со спецификой предприятия уровнем развития кризиса этапами внешнего управления а также наличием инноваций Оценка бизнеса выступает в качестве инструмента системы антикризисного управления применение которого дает управляющей системе
  3. Анализ значимости оценки инновации в процессе увеличения капитализации предприятия Анализ значимости оценки инновации в процессе увеличения капитализации предприятия А В Белемаева студент Д М Калимуллин доцент Самарский
  4. Политика управления инновационными инвестициями Политика управления инновационными инвестициями Политика управления инновационными инвестициями - это часть общей инвестиционной политики предприятия обеспечивающей эффективное
  5. Совершенствование налогового стимулирования НИОКР при налогообложении прибыли организаций Показана зависимость затрат на технологические инновации от патентной активности российских предприятий по российским регионам с выделением территорий лидеров и аутсайдеров
  6. Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия Татьяна Колосова д э н профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета ННГАСУ
  7. Внутренний рынок капитала как элемент управления инвестиционной стратегией предприятия На основе данного подхода рассматривается механизм управления инновационной деятельностью в условиях преобразования организационной структуры бизнеса в холдинг Предложены основные принципы формирования внутреннего
  8. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ и управление В Конова О Ю Организационные структуры инновационного предпринимательства Экономика Инновации Управление качеством 2014. - №1 6 - С 24-27. 2 Кобелева
  9. Финансово-экономические условия повышения эффективности функционирования вертикально интегрированных компаний нефтегазового комплекса Второе - российское правительство взяло курс на инновации и инвестиции как главный путь повышения эффективности функционирования отечественной промышленности Эти обстоятельства определили цель
  10. Анализ организации контроля за кредитным процессом Курс на инновационное развитие принятый руководством страны требует модернизации сферы взаимодействия банков и предприятий В связи с
  11. Деиндустриализация как феномен неравенства норм прибыли Получение добавочной прибыли для капиталистов всех отраслей возможно при сокращении издержек производства k путем повышения производительности или за счет внедрения инноваций Спрос на инновации и соответственно - на науку образование возникает в результате и на
  12. Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческой организации Поскольку потребительную стоимость формируют новые потребительские качества продукта которые в свою очередь являются результатом затрат энергии особой разновидности труда исследовательского или инновационного постольку основным капиталообразующим фактором в постиндустриальный период выступают нематериальные активы НМА коммерческой организации рассматриваемые
  13. Современные тенденции управления кредитными рисками малой и средней фирмы Отраслевые Принадлежность большей части предприятий малого и среднего бизнеса к сфере обращения услуги и мелкое товарное производство на фоне отсутствия существенных капитальных вложений для входа на рынок быстрой окупаемости и низкого уровня технологических инноваций в отрасли Функциональные Функциональные факторы содержат три аспекта стратегический технологический управленческий Организация бизнеса людьми
  14. Два контура интересов в политике финансовго здоровья компании Подвижки происходят и в системе управленческого учета управления затратами реинжиниринга что способствует появлению инноваций в этих сферах Strategic Management Accounting SMA стратегический управленческий учет Activity-Based Costing АВС расчет
  15. Фонды инвестиций в непубличные компании как механизм привлечения капитала Это компании которые активно внедряют инновации и показывают в среднем свыше 30% роста выручки из года в год 6, с
  16. Анализ практики организации и проблем развития расчетно-платежного оборота в России Эти тенденции проявляются в следующих сферах инновации происходящие в результате прогресса информационных технологий которые внедрены или внедряются провайдерами розничных платежных услуг
  17. Вариативное изменение стоимости основных производственных фондов и качественные оценки на основе модифицированного метода анализа иерархий К внешним факторам относятся инновации в отрасли в целом уровень тарифов устанавливаемых государственными органами уровень потребления старыми потребителями появление
  18. Анализ формирования и оценка добавленной стоимости продукции машиностроительных предприятий Украины ее развитие сопровождается значительными потерями производственного и кадрового потенциала более чем двукратным сокращением доли продукции машиностроения в промышленном производстве повышением себестоимости продукции снижением активности в инновационно-инвестиционной деятельности и т д Обеспечение прибыльности машиностроительных предприятий в конкурентной среде достигается за счет
  19. Управление инвестированным капиталом Доминирование стратегического подхода в управлении предопределяет приоритетные направления экономической политики хозяйствующих субъектов в состав которых входит и разработка системы финансирования инновационной деятельности В этом качестве традиционно рассматривают систему методов и форм управления финансовыми денежными распределительными
  20. Моделирование финансовых результатов на основе факторного анализа Причём обновление инвариантных финансовых результатов строится на инновационных связях 7 В понимании система решающая роль принадлежит значению слова элемент Без него сама
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ