Коэффициент рентабельности продаж получают делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки. Исходными данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.
Коэффициент рентабельности продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
Общая формула расчета коэффициента:
Крп= | Прибыль от продаж | *100% |
Выручка от продаж |
Формула расчета по данным староой бухгалтерской отчетности:
Kрп = | стр.050 | *100% |
стр.010 |
где стр.050 и стр. 010 отчета о прибылях и убытках (форма №2).
Формула расчета по данным новой бухгалтерской отчетности:
Kрп = | стр.2200 Форма 2 | *100% |
стр.2110 Форма 2 |
Коэффициент рентабельности продаж используется как основной индикатор оценки финансовой эффективности компаний с относительно небольшими объемами основных средств и собственного капитала. Оценка рентабельности продаж дает возможность объективно взглянуть на состояние дел.
Показатель рентабельности продаж характеризует главный аспект работы компании - реализацию основной продукции.
Далее перечислены варианты изменения рентабельности продаж под влиянием различных факторов.
1. Увеличение показателя Коэффициент рентабельности продаж.
a) Темпы роста выручки опережают темпы роста затрат. Возможные причины:
При увеличении количества проданной продукции в натуральном выражении выручка возрастает быстрее затрат в результате действия производственного левериджа.
Составными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы. Изменение структуры себестоимости может сильно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных затрат и теоретически, уменьшением переменных затрат. При этом зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных затрат непросто.
Кроме простого повышения цен на свои товары, компания может увеличить выручку за счет изменения ассортимента продукции. Эта тенденция развития предприятия благоприятна.
b) Темпы снижения затрат опережают темпы снижения выручки. Возможные причины:
В этом случае происходит формальное улучшение показателя рентабельности, но снижается объем выручки, тенденцию нельзя назвать однозначно благоприятной. Для правильно сделанных выводов анализируют политику ценообразования и ассортиментную политику предприятия.
c) Выручка увеличивается, затраты уменьшаются. Возможные причины:
Эта тенденция благоприятна, и дальнейший анализ проводится с целью оценки устойчивости такого положения компании.
2. Снижение показателя Коэффициент рентабельности продаж.
a) Темпы роста затрат опережают темпы роста выручки. Возможные причины:
Это неблагоприятная тенденция. Для исправления положения анализируют вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, систему контроля затрат.
b) Темпы снижения выручки опережают темпы снижения затрат. Возможные причины:
Такая ситуация обычна, когда предприятие сокращает деятельность на рынке. Выручка снижается быстрее затрат в результате действия производственного левериджа. Следует сделать анализ маркетинговой политики компании.
c) Выручка уменьшается, затраты увеличиваются. Возможные причины:
Необходим анализ ценообразования, системы контроля затрат, ассортиментной политики.
В нормальных (стабильных) условиях рынка динамика выручки изменяется быстрее затрат только под действием производственного левериджа. Остальные случаи связаны или с изменением внешних и внутренних условий функционирования предприятия (инфляция, конкуренция, спрос, структура затрат), или с неэффективной системой учета и контроля на производстве.
Размер выручки | Значения по годам, отн. ед | |||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Микропредприятия (выручка < 10 млн. руб.) | 0.027 | 0.034 | 0.026 | 0.029 | 0.028 | 0.018 | 0.027 | -0.058 | -0.028 | -0.027 |
Минипредприятия (10 млн. руб. ≤ выручка < 120 млн. руб.) | 0.055 | 0.063 | 0.062 | 0.063 | 0.062 | 0.067 | 0.070 | 0.028 | -0.062 | 0.019 |
Средние предприятия (800 млн. руб. ≤ выручка < 2 млрд. руб.) | 0.045 | 0.041 | 0.047 | 0.051 | 0.053 | 0.056 | 0.061 | 0.059 | 0.069 | 0.073 |
Крупные предприятия (выручка ≥ 2 млрд. руб.) | 0.074 | 0.064 | 0.070 | 0.076 | 0.071 | 0.063 | 0.102 | 0.094 | 0.090 | 0.125 |
Все организации | 0.064 | 0.058 | 0.061 | 0.066 | 0.064 | 0.060 | 0.088 | 0.076 | 0.067 | 0.101 |
Средние численные значения показателя по видам деятельности: коэффициент рентабельности продаж по отраслям