Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов: камеральные проверки

Е.Е. Ноева,
старший преподаватель
М.П. Пестерева,
студент
Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)
Экономика и бизнес: теория и практика
№11-2 2019

Аннотация. В данной статье исследованы критерии оценки контрольной работы налоговых органов в отношении выполнения камеральных налоговых проверок. Рассмотрены результаты камеральных проверок, проводимых налоговыми органами в Республике Саха (Якутия) за последние три года. Установлено, что, согласно существующим критериям, результативность и эффективность камеральных проверок в РС(Я) существенно снизились, несмотря на рост собираемости налогов в целом и снижение задолженности республики по налоговым платежам перед бюджетом РФ. Поскольку уменьшение числа выявленных при камеральных проверках нарушений может свидетельствовать, напротив, о высоком уровне работы налоговых органов в части информирования налогоплательщиков и организации осуществления расчетов и платежей, рекомендуется пересмотреть существующие критерии оценки камеральных проверок и дополнить их с учетом современных реалий.

Камеральная проверка относится к средствам налогового контроля, эффективность которого представляет собой необходимое условие для успешного функционирования налоговой системы Российской Федерации. При отсутствии или низкой результативности налогового контроля сложно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Камеральные проверки налоговой отчетности - одно из основных направлений контрольной работы налоговых органов. Такие проверки позволяют выявлять как несоответствия в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные ошибками в ведении бухгалтерского учета, так и преднамеренные нарушения налогового законодательства.

Камеральные налоговые проверки отличаются от выездных тем, что проводятся по месту нахождения налогового органа в обязательном порядке в отношении каждого налогоплательщика на основе представленных налоговых деклараций и других документов, отражающих результаты хозяйственной деятельности налогоплательщика [1]. В случае обнаружения ошибок, несоответствий и противоречий, налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения [2]. При проведении проверок налоговые органы имеют право направлять запросы в учреждения, регистрирующие сделки с имуществом, таможенные, правоохранительные органы и т.д.

В процессе осуществления камеральной проверки налоговые органы определяют [3]:

  • правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства;
  • правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.

Если по итогам проведения камеральной налоговой проверки выявляются ошибки в исчислении суммы налога, налоговые органы предъявляют требования об уплате дополнительно начисленных платежей, а также пеней и штрафов по ним.

Другой важной задачей отделов камеральных проверок является отбор налогоплательщиков, у которых выявлены серьезные ошибки и несоответствия и в отношении которых целесообразно проведение выездной проверки.

Согласно мнению Калашниковой И.Н., «на современном этапе развития налогового администрирования деятельность налоговых органов РФ направлена:

  • на увеличение собираемости налогов и сборов;
  • на разработку эффективного механизма и технологий сбора налогов, необходимых для получения ожидаемых поступлений в бюджет;
  • на повышение результативности налоговых проверок при одновременном сокращении их количества» и т.п. [4].

Чтобы оценить результаты контрольной работы налоговых органов Республики Саха (Якутия) в отношении осуществления камеральных налоговых проверок, необходимо выполнить анализ результативности и эффективности данного вида проверок (рис. 1).

Проведение камеральных проверок налоговыми органами РС(я)

Согласно данным статистических отчетов о результатах осуществления налогового контроля, представленным на сайте Федеральной налоговой службы РФ, за рассматриваемый период общее число проводимых на территории Республики Саха (Якутия) камеральных проверок выросло с 251,6 тыс. до 408,5 тыс., увеличившись в итоге почти на 157 тысяч или на 62,3 процента. Число проверок, выявивших нарушения, также возросло более чем на 6 тысяч единиц (23,6%). Такая динамика обусловлена, в первую очередь, ростом числа налогоплательщиков, в частности, субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также увеличением количества проверок отчетности, предоставляемой налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.

Результативность налоговых проверок определяется как отношение числа проверок, выявивших нарушения, к общему количеству выполненных проверок [4]. Соответственно, эффективность проверок рассчитывается как отношение суммы дополнительно начисленных по итогам проверок средств к количеству результативных проверок (проверок, выявивших нарушения).

Результаты проведения камеральных проверок налоговыми органами на территории Республики Саха (Якутия) представлены в таблице 1.

Таблица. Результаты контрольной работы налоговых органов РС(Я) по проведению камеральных проверок за 2016-2018 гг. [5]

Показатели 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 Отклонение
Абсолютное, +/- Относительное, +/-
Камеральные налоговые проверки, ед. 251 633 348 286 408 487 +156854 +62,33
Камеральные налоговые проверки, выявившие нарушения, ед. 26 927 25 312 33 275 + 6 348 + 23,57
Результативность налоговых проверок, % 10,7 7,27 8,15 -2,55 -23,83
Дополнительно начислено платежей (вкл. налоговые санкции и пени), тыс. руб. 394 277 222 593 226 758 -167 519 -42,49
Доначислено платежей в расчете на 1 камеральную результативную проверку, тыс. руб. (эффективность проверок) 14,64 8,79 6,81 -7,83 -53,48

Согласно представленным данным, несмотря на общее увеличение как числа камеральных проверок, так и выявленных в их результате нарушений, и без того невысокая результативность проверок снизилась в рассматриваемом периоде почти на четверть и составила 8%. Суммы дополнительно начисленных по итогам проверок платежей сократились на 42%. Дополнительное начисление платежей в расчете на одну проверку в налоговых органах республики снизилось с 14,6 тыс. руб. до 6,8 тыс. руб., то есть более чем вдвое [5].

Полученные данные можно толковать по-разному. Очевидно, что и результативность, и эффективность камеральных проверок снижаются. Однако, в данном случае рассматриваются только камеральные («дежурные») проверки, так что отсутствие выявленных нарушений по ним может свидетельствовать и о высоком качестве работы налоговых органов республики в части информирования налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве, правилах заполнения и сроках предоставления налоговой отчетности, повышении финансовой грамотности населения и предпринимателей, что также является важной функцией налоговых органов. Также большое значение в налоговом контроле имеет показатель качества проведенных проверок. Он выражает правомерность доначисления налоговых платежей по результатам налоговых проверок.

Что же касается обозначенных выше направлений развития налогового администрирования, деятельность налоговых органов в РС(Я) ориентирована, в первую очередь, на повышение собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращение задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. За рассматриваемый период налоговая задолженность РС(Я) перед бюджетом РФ снизилась с 8,6 млрд. руб. до 7,7 млрд., то есть на 10,4%, так что в целом деятельность налоговых органов республики можно считать эффективной.

Таким образом, создание комфортных условий для уплаты налогов, внедрение единого стандарта обслуживания налогоплательщиков, развитие интернет- сервисов, проведение работы по повышению налоговой грамотности, размещение разъяснений на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России и материалов в средствах массовой информации позволяет снизить количество ошибок, выявляемых при проведении камеральных проверок. Учитывая вышесказанное, целесообразно пересмотреть критерии оценки эффективности и результативности деятельности налоговых органов, опираясь на новые тенденции и реалии.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d063bb6c0a9ecaf015d02a2e02e66e8d0dd6ba21/ (дата обращения: 18.11.2019).

2. Федеральная налоговая служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/ (дата обращения: 20.11.2019).

3. Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// https://helpiks.org/8-28050.html (дата обращения: 26.11.2018).

4. Калашникова И.Н. Результативность налоговых проверок как показатель эффективности налогового администрирования. // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №17(110). - С. 70-75.

5. Отчет формы 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» по состоянию на 01.01.2017 г., 01.01.2018 г., 01.01.2019 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ