Особенности конкурсного производства в отношении негосударственных пенсионных фондов

Яковлев П.В.
магистрант заочной формы обучения, кафедра гражданско-правовых дисциплин,
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Достижения науки и образования
№16 (38) 2018

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности проведения процедуры конкурсного производства в отношении негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, а также направления по ее совершенствованию. Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» проводится активная работа по подготовке и направлению в арбитражные суды субъектов Российской Федерации заявлений о признании указанной категории должников несостоятельными (банкротами). В ходе анализа ликвидационных процедур в рамках конкурсного производства были выявлены проблемы, влияющие на эффективность ее проведения. В связи с чем совершенствование законодательства в регулировании вопросов проведения процедуры конкурсного производства является необходимым и актуальным направлением в праве.

По данным официального сайта Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.asv.org.ru) по состоянию на 1 октября 2018 года Агентством осуществляются ликвидационные процедуры в отношении 33 фондов, из них в отношении 15 фондов введена процедура - принудительная ликвидация, в отношении 18 фондов открыто конкурсное производство1.

1 Ликвидация НПФ: сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.asv.org.ru/liquidation-npf/ (дата обращения: 01.10.2018).

В силу относительной несформированности института банкротства негосударственных пенсионных фондов, в том числе осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в ходе конкурсного производства возникают проблемы при ее проведении, как следствие, совершенствование ликвидационных процедур представляется актуальным и целесообразным в настоящее время.

Целью данной статьи является рассмотрение вопросов совершенствования проведения конкурсного производства в отношении негосударственных пенсионных фондов, осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Задачами статьи является раскрытие таких направлений по совершенствованию проведения конкурсного производства в отношении негосударственных пенсионных фондов, осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию, как:

  • реализация имущества, составляющего средства пенсионных накоплений;
  • раскрытие информации о ходе конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию;
  • осуществление расчетов с кредиторами;
  • распределение средств пенсионных накоплений, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
  • оптимизация механизма передачи активов из доверительного управления.

1. Реализация имущества, составляющего средства пенсионных накоплений

Как определено в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Одним из основных мероприятий в ходе конкурсного производства является реализация имущества должника, благодаря которому происходит осуществление расчетов с кредиторами.

Исходя из п. 1 ст. 187.9 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства негосударственного пенсионного фонда конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, для обеспечения расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками, а также кредиторами негосударственного пенсионного фонда, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 187.11 Закона о банкротстве.

Детализировав определение стоимости имущества ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, исходя из стоимости, определенной в соответствии со статьей 130 Закона о банкротстве с привлечением оценщика, законодатель ограничился требованием, согласно которому при продаже имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, положения статьи 139 Закона о банкротстве не применяются.

Следует отметить, что ст. 139 Закона о банкротстве детально регламентирует продажу имущества должника и включает в себя порядок и сроки проведения оценки, подготовки предложений о порядке продажи имущества должника, а также перечень необходимых и обязательных в нем сведений.

Более того, возможно было бы предположить, что реализация данного имущества могла быть осуществлена в порядке, утвержденном собранием кредиторов либо комитетом кредиторов.

Однако пункт 5 анализируемой статьи предоставляет право продать имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Учитывая изложенное, на практике возникает неопределенность при реализации подобного рода имущества в ходе конкурсного производства.

Разрешение данной проблемы представляется благодаря закреплению в Законе о банкротстве соответствующей нормы об обязательном согласовании контрольным органом порядка реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, не обращающегося на организованных торгах1, предусмотрев возможность обращения в арбитражный суд в случае его несогласования.

1 Согласно п. 4 ст. 180 Закона о банкротстве контрольные функции, предусмотренные § 4 Банкротство финансовых организаций, в отношении финансовых организаций осуществляются Банком России.

Подобная процедура согласования реализации имущества закреплена в регулировании института принудительной ликвидации в отношении негосударственных пенсионных фондов в силу ст. 33.2 «Ликвидация фонда по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)» Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах»). Пункт 10 вышеуказанной статьи Закона о негосударственных пенсионных фондах гласит, что в случае, если имеющиеся у фонда денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов фонда, ликвидатор фонда осуществляет реализацию имущества фонда в порядке, установленном Банком России.

2. Раскрытие информации о ходе конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию

На основании п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Законом о банкротстве, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

При этом Законом о банкротстве предусмотрены особенности конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в части опубликования соответствующих сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Так, пунктом 14 ст. 187.7 Закона о банкротстве установлено, что при недостаточности имущества негосударственного пенсионного фонда для возмещения расходов, связанных с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованием указанных в настоящем Федеральном законе сведений, если дело о банкротстве негосударственного пенсионного фонда возбуждено по заявлению временной администрации или контрольного органа, их опубликование осуществляется в официальном издании Центрального банка Российской Федерации - «Вестнике Банка России» и они включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без взимания платы.

Анализ официальных данных опубликованных на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.asv.org.ru) показал, что Агентством в рамках процедуры принудительной ликвидации проводятся активные мероприятий по оценке финансового положения негосударственных пенсионных фондов.

По состоянию на 1 октября 2018 года Агентством в отношении 15 негосударственных пенсионных фондов1 установлена недостаточность стоимости его имущества для удовлетворения требований кредиторов, в связи с чем ликвидатором Фонда принято решение об обращении в арбитражные суды субъектов Российской Федерации с заявлением о признании соответствующего Фонда несостоятельным (банкротом).

1 Ликвидация НПФ: сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.asv.org.ru/liquidation-npf/ (дата обращения: 01.10.2018).

Учитывая, что в вышеуказанных фондах установлена недостаточность стоимости имущества, высокую социальную значимость анализируемых субъектов хозяйствования, статус ликвидатора - Агентства, представляется целесообразным дополнить п. 14 ст. 187.7 Закона о банкротстве возможностью опубликования в официальном издании Центрального банка Российской Федерации - «Вестнике Банка России» и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сведений, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), без взимания платы также в случае если дело о несостоятельности (банкротстве) возбуждено на основании заявления Агентства.

3. Осуществление расчетов с кредиторами

По общему правилу в случае невозможности перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора причитающиеся ему денежные средства вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору (п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве).

В случае невостребования кредитором денежных средств, внесенных в депозит нотариуса, в течение трех лет с даты их внесения в депозит нотариуса указанные денежные средства перечисляются нотариусом в федеральный бюджет.

В ходе ликвидационных процедур в отношении негосударственных пенсионных фондов в связи с отсутствием по объективным причинам актуальных реквизитов (смерть кредитора, отсутствие последнего места жительства кредитора, пассивность кредитора и т.д.) для осуществления расчетов возникает необходимость в использовании услуг нотариуса.

В связи с тем, что собственные средства негосударственных пенсионных фондов, составляющие конкурсную массу, как правило, отсутствуют, ликвидируемые фонды не имеют возможности оплачивать расходы на оплату услуг лиц, привлечение которых предусмотрено законодательством о несостоятельности (банкротстве) при осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего.

Кроме того, в большинстве случаев в ходе ликвидационных процедур в субъектах Российской Федерации нотариусы отказываются в предоставлении подобного рода услуг ввиду высокой трудозатратности.

В этой связи в целях оптимизации процесса по осуществлению расчетов с кредиторами при отсутствии соответствующих реквизитов кредитора представляется целесообразным выработать механизм по открытию специального счета (счетов) в Банке России по аналогии с расчетными счетами для денежных средств в валюте Российской Федерации, открываемыми Центральным банком Российской Федерации, Агентству для целей осуществления функций конкурсного управляющего (п. 8 ст. 187.7 Закона о банкротстве).

Данную практику возможно распространить как на кредитные организации, так и на страховые организации, тем самым, защитив тысячи кредиторов от неблагоприятных последствий.

4. Распределение средств пенсионных накоплений, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов

Одной из особенностей деятельности негосударственного пенсионного фонда является то, что имущество фонда подразделяется на 3 (три) обособленных источника формирования обязательств и соответствующих активов:

  • пенсионные накопления, формируемые для обеспечения платежеспособности фонда перед застрахованными лицами1;
  • пенсионные резервы, формируемые для обеспечения платежеспособности фонда перед вкладчиками2 и участниками3;
  • собственные средства (конкурсная масса).

1 Застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании (абз. 4 ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах).
2 Вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд (абз. 6 ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах).
3 Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу (абз. 7 ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах).

Максимально регламентировав, осуществление расчетов с кредиторами за счет средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы в случае их недостаточности, законодателем не было обращено внимание на случаи избытка пенсионных накоплений.

В отношении средств пенсионных резервов, оставшихся после удовлетворения требований, законодателем установлено, что они подлежат включению в конкурсную массу (п. 3 ст. 186.7 Закона о банкротстве). В свою очередь п. 1 ст. 148 Закона о банкротстве предусмотрено право собственника имущества должника, учредителя (участник) должника, признанного банкротом, получить оставшееся имущество после завершения расчетов.

В силу особой значимости данного актива, их фактически принадлежности к застрахованным лицам, представляется наиболее оправданным перечислить оставшиеся денежные средства в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

5. Оптимизация механизма передачи активов из доверительного управления.

Следствием обусловленной спецификой деятельности негосударственного фонда является то, что большая часть его имущества сформирована в рамках договоров доверительного управления.

В целях обеспечения сохранности имущества негосударственного пенсионного фонда, своевременности проведения мероприятий по работе с имуществом, находящимся в доверительном управлении, представляется целесообразным установить предельных срок для его возврата из доверительного управления до 3 (трех) месяцев, закрепив данную норму в ст. 187.7 Закона о банкротстве, регулирующую особенности конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В результате проведенных мероприятий будет обеспечена сохранность имущества ликвидируемых негосударственных пенсионных фондов, что позволит перейти к осуществлению расчетов в более сжатые сроки и к сокращению общих сроков проведения ликвидационных процедур в целом.

Таким образом, в настоящей статье были представлены некоторые проблемы и направления совершенствования проведения конкурсного производства в отношении негосударственных пенсионных фондов. Ввиду того, что институт банкротства негосударственных пенсионных фондов начинает формироваться в Российской Федерации его совершенствование является необходимым и актуальным направлением в ближайшей перспективе.

Список литературы

1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.11.2018).

3. Ликвидация НПФ: сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asv.org.ru/liquidation-npf/ (дата обращения: 01.10.2018).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ