Система гарантийных фондов как способ повышения доступности кредитования малого и среднего бизнеса

Шеина Екатерина Георгиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента,
Уральский государственный экономический университет,
Завьялова Мария Юрьевна
студент, кафедра Финансового менеджмента,
Уральский государственный экономический университета,
Инновации и инвестиции
№10 2018

Развитие малого и среднего бизнеса на современном этапе является одной из стратегических задач страны. Россия стремится наращивать экономический потенциал и для этого осуществляет поиск инновационных путей развития экономики. Ключевую роль играет малый и средний бизнес как один из инструментов внедрения инноваций в бизнес, который позволит создать конкурентную среду, наполняя рынок новыми инновационными товарами или услугами, создать новые рабочие места и повысить величину налоговых поступлений в бюджет страны. Автором делается вывод о том, что развитие МСП напрямую зависит от возможностей его финансирования. На 2017 г. финансирование малого и среднего бизнеса осуществляется за счет собственного капитала, бюджетных средств и кредитования. Поэтому, необходимо найти наиболее эффективные способы привлечения в бизнес с целью его сохранения. В работе показано, что совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на повышение доступности источников финансирования для развития МСП, учитывая их важную роль и значение в экономике. В рамках реформирования поддержки малого и среднего предпринимательства в России создание интегрированной системы гарантийных фондов России и Словакии позволит повысить долю МСП, нарастить экономический потенциал, перейти на инновационный путь развития.

Малое и среднее предпринимательство является рыночным субъектом, обладающим достаточной гибкостью и умеющим подстраиваться под влияние экономических условий. В рамках популяризации предпринимательства в регионах страны активно создаются сети бизнес-инкубаторов - объектов инфраструктуры малого и среднего бизнеса, которые предоставляют помещения на льготных условиях. Развитие МСП выступает главным фактором повышения эффективности регионов России

Современное состояние малого и среднего бизнеса в России имеет достаточно противоречивый характер. Во-первых, не сбалансированность отраслевой структуры: высокая концентрация в торговле - 39,3%, операциями с недвижимым имуществом -20,4%. Во-вторых, неравномерность экономического развития регионов Российской Федерации: в Центральном Федеральном округе - 71,6%, в Северо-Кавказском Федеральном округе - 5,6%. В-третьих, доля МСП в структуре ВВП на 2017 г. остается по прежнему незначительной (21%).

Развитие МСП напрямую зависит от возможностей его финансирования. На 2017 г. финансирование малого и среднего бизнеса осуществляется за счет собственного капитала, бюджетных средств и кредитования. Необходимо найти наиболее эффективные способы привлечения в бизнес с целью его сохранения. В таблице 1 представлена.

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2016-2017 гг.

Показатель 2016 2017
Инвестиции в основной капитал всего, млрд. руб 750 7.18
в том числе за счет федеральною бюджета 4.6 4.0

В 2017 году наблюдается спад инвестиций в основной капитал. На 2017 г. Россия сталкивается с недостаточностью материально-технической и финансовой ресурсной базы.

Основной вклад в это падение внесли операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (снизившиеся на 14,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (-27,3% к 2016 году). В то же время транспорт и связь (8,5%) и обрабатывающие производства (-7,3%) показали спад, близкий к среднему по экономике уровню. По сравнению с 2014 годом в 2015 году объем инвестиций вырос только в одной крупной отрасли — в добыче полезных ископаемых (+12,5%).

Поиск наиболее эффективных источников финансирования и инвестиций не теряет своей актуальности, а приобретает наиболее критический характер.

Ключевыми причинами, помешавшими МСП получить кредит:

  • высокие процентные ставки;
  • невозможность предоставить залог в требуемых банков объемах;
  • невозможность предоставления финансовых документов, которые требует банк, короткие сроки кредитования [5].

Предотвратить спад в России можно за счет расширения внутреннего рынка. В настоящее время активно ведутся переговоры о сотрудничестве России и Словакии. Сближение со страной-участницей Европейского союза позволит России сделать шаг к потенциальному сближению с Европейским союзом, с целью воздания сверхдержавы. Объединение со Словакией даст России возможность «бокового» входа в Европейский союз в связи с налаживанием добродушных отношений с участником Евросоюза [2]. Вступление в перспективе в Европейский союз позволит с учетом нынешних реалий повысить уровень производства в отраслях экономики, привлечь инвестиции и достичь положительной динамики экономического роста страны.

Малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Сектор малого и среднего предпринимательства характеризуется повышенной динамичностью, инновационной активность, способностью к быстрому созданию производств и предоставлением новых рабочих мест. Развитие МСП дает возможность расширить производственный потенциал страны и, как следствие, повысить темпы экономического роста и уровень благосостояния населения.

На рисунке 1 представлена структура развития малого и среднего предпринимательства и его вклад в национальную экономику стран.

Структура развития малого и среднего предпринимательства стран-членов ЕС и России

Рисунок 1 Структура развития малого и среднего предпринимательства стран'членов ЕС и России [10]

Удельный вес в общей численности предприятий сектора МСП в Германии превышает 99%, в Великобритании 50%, во Франции 94%. В сравнении с этим, в России одним из приоритетных направлений, сотрудничество в которых на сегодняшний день стоит наиболее остро. Для этого необходимо перенять опыт Германии как ключевого лидера Европейского союза по уровню развития экономики, создать эффективную систему гарантийных фондов в целях поддержки МСП, поддержания здоровой конкуренции в большинстве отраслей. Создание благоприятной инфраструктуры (технологической, информационной и т.д.) для обеспечения эффективного развития МСП [1]. Стимулирование малого и среднего предпринимательство осуществляется на основе применения финансовых инструментов поддержки МСП (рисунок 2).

Финансовые инструменты государственного стимулирования МСП

Рисунок 2 Финансовые инструменты государственного стимулирования МСП [2]

Указанные на рисунке 2 финансовые инструменты государственного стимулирования способствуют активации малого и среднего предпринимательства, расширению внутреннего рынка страны.

В таблице 2 представлена сравнительная характеристика поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таблица 2. Сравнение систем МСП в странах-членов Евросоюза и России1

Критерий сравнения Германия Словакия Россия
Превалирующий сектор в МСП Инновационный бизнес Торговля Агропромышленный сектор
Открытие бизнеса Регистрация занимает 15 дней, включая 9 процедур Регистрация занимает 18 дней Регистрация занимает 18 дней и включает 9 процедур
Налогообложение Налоговая ставка 46,8%, налог па прибыль 18,9%, первые 2 года МСП освобождается от всех налоговых выплат Базовая налоговая ставка 19%, существуют «налоговая лицензия» (минимальный корпоративный налог) в случае убытка предприятия обязаны выплатить минимальную сумму налога в бюджет (480-2880 евро) Общая налоговая ставка 54%. Возможна для отдельных отраслей экономики льготное налогообложение. Высокая ставка отчислений по страховым взносам
Кредитование Госбанк ktw Mittelstandartbank представляет MCП кредиты на льготных условиях, низкая процентная ставка 5-8% и длительный срок кредитования (5-20 лет) Чехословатский торговый банк участвует в программе, которая предоставляет 100 млн. евро на кредитование 5800 предприятий, 3,7-10% годовых, длительный срок кредитования до 20 лет. Высокая процентная ставка более 18%. В большинстве сделок необходимо залоговое обеспечение
Государственный орган, занимающийся поддержкой МСП Директорат МСП - правительственный орган, поддерживающий МСП Министерство экономики регулирует национальные агентства развития МСП, информационно-консультационных центров. Государство финансирует МСП через Словацкий банк гарантий и развития и агентства по развитию инвестиций и торговли Отсутствие центрального государственного органа, занимающегося поддержкой МСП. Данным вопросом занимаются несколько организаций
Инфраструктура поддержки МСП На территории страны расположены филиалы Директората МСП, занимающихся поддержкой МСП во всех сферах + Гарантийные фонды Министерства экономики: министерство по развитию торговли, министерство развития туризма, министерства по развитию строительства и общественных работ + Гарантийные фонды Инфраструктура представлена государственными органами всех уровней власти, оказывающих поддержку МСП
Бюджет органов поддержки МСП 30 млрд. евро 11 млрд. евро 20 млрд. евро
Доля МСП в структура ВВП Более 50% Более 18% Более 20%

Сопоставляя инфраструктуру поддержки МСП в России и странах Евросоюза (Германии, Словакии), нельзя не отметить, что подход к осуществлению поддержки МСП разный. Так, в Европе системы поддержки малого и среднего предпринимательства объединены в одну организацию и имеют общий центр управления. Полномочия всех структур четко разграничены, что помогает оказывать своевременную и качественную поддержку, что применительно для России не характерно. Единый информационно-консультативный центр, оказывающий предоставление необходимой информации о формах и методах поддержки МСП. Официальный сайт Федеральный портал мСп содержит лишь частичную информацию о структуре поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, имеющаяся политика поддержки МСП в России недостаточно эффективна для того, чтобы субъекты данного экономического института стали конкурентоспособными в условиях рыночной среды. Учитывая опыт Германии - одной из экономически развитых стран мира, успешно реализовываемой методы поддержки мСп, перенятие Россией политики поддержки МСП благоприятно окажет влияние на развитие сектора МСП.

В таблице 3 представлены проблемы, препятствующими более тесному сотрудничеству России и Словакии в реализации поддержки МСП. Применение механизмов решения указанных проблем позволит развить МСП в странах и достичь желаемого экономического эффекта.

Исходя из представленной таблицы, сотрудничество России со Словакией позволит расширить внутренний рынок, привлечь большую долю инвестиций и сровняться по экономическим показателям МСП с Германией.

Говоря об инфраструктуре поддержки МСП в России важно отметить, что большое количество структур поддержки МРП осуществляют на федеральном, региональном, местном уровнях и осуществляют разнообразную поддержку (обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки, прямую и косвенную поддержку, курирование и т.п.).

Однако многие структуры дублируют сферы деятельности друг друга, зачастую выполняя те функции, имеющие лишь косвенное отношение.

Прямой перенос всей модели поддержки МСП из Германии невозможен в Россию невозможен из-за разности менталитета. Целесообразно перенять следующее:

  • объединение всех структур поддержки МСП в единую организацию, что обеспечит высокую скоординированность рабочих процессов, упростит процесс поддержки для МСП;
  • четкое разделение сфер деятельности и полномочий каждой структуры поддержки МСП, что предотвратит дублирование функций (рисунок 3) [7].

Совершенствование инфраструктуры поддержки МСП

Рисунок 3 – Совершенствование инфраструктуры поддержки МСП3

Создание интегрированной системы гарантийных фондов Словакии и России позволит расширить долю МСП и войти в число превалирующих стран Евросоюза по степени развитости инструментов финансирования малого и среднего предпринимательства (рисунок 4).

Влияние гарантийных фондов поддержки МСП России и Словакии

Рисунок 4 – Слияние гарантийных фондов поддержки МСП России и Словакии

Создание единой системы гарантийных фондов России и Словакии позволит наладить более тесное сотрудничество, укрепить поддержку МСП и развить сектор инновационных технологий. Сотрудничество России и Словакии необходимо осуществить посредством разработки и внедрения единой информационно-консультационного центра, предоставляющего наиболее полную информацию обо всех структурах, формах, методах поддержки МСП. Предприниматель с учетом основных характеристик своего бизнеса может узнать о том, какая поддержка может быть ему предоставлена. Объединение гарантийных фондов стран даст курсив к поддержке МСП в стратегически важных отраслях экономики. Содействие в поддержке МСП в области инновационных технологий укрепит отношения между странами, а перенятие опыта друг у друга усилит конкурентные преимущества стран на рынке и позволит им выйти на высокий экономический уровень.

Таблица 3. Меры, направленные на усиления сотрудничества России и Словакии в развитии МСП2

Проблема Механизм решения Результат
Отсутствие обратной связи стран в реализации инновационных проектов Создание па территории России и Словакии наукоемких центров с целью привлечения молодых предпринимателей МСП и осуществление обмена опытом Развитие инновационных технологий и их внедрение в стратегически важные для стран отрасли экономики (IT-тсхнологии, промышленность, биотехнологии)
Низкие объемы экспорта высо котсх] юлоги че ской продукции России Разработка соглашения о сертификации российской продукции чнаком качества страны-члена ЕС Расширение доступа сертификации (ЕАС и CL) посредством налаживания отношений России и Словакии
Низкий приток иностранного капитала па развитие МСП России и Словакии Создание Российско-Словацкого инвестиционного банка Привлечение стратегических и финансовых инвесторов, которые будут оказывать поддержку развития МСП, финансируя проекты безвоздмездно или на условиях платности в перспективе
Структура поддержки МСП не объединены в один институт Совершенствование инфраструктуры поддержки MC1I в России и Словакии (рисунок 2) Усиления сотрудничества России и Словакии посредством осуществления консультационных мероприятий структур поддержки МСП
Отсутствие взаимодействия структур поддержки МСП России и Словакии Слияние гарантийного фонда России и Словакии (рисунок 3) Повышения доли MCП в стратегически важных отраслях экономики России и Словакии

Интеграция со Словакией позволит российскому малому и среднему бизнесу получить возможность вывести свою инновационную продукцию на европейский рынок, в виде Словакии. Помимо этого, разработка программы поддержки МСП при участии российских и словацких фондов на этапах финансирования инновационных стартапов с последующей коммерциализацией инновационного продукта в Европе позволит с наибольшей вероятностью создать крепкое сотрудничество со Словакией и выйти российской инновационной продукции на мировой рынок [3].

Применение вышеперечисленных рекомендаций улучшит экономическое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России и сделает экономику страны более стабильной.

Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленная на повышение доступности источников финансирования для развития МСП, учитывая их важную роль и значение в экономике. В рамках реформирования поддержки малого и среднего предпринимательства в России создание интегрированной системы гарантийных фондов России и Словакии позволит повысить долю МСП, нарастить экономический потенциал, перейти на инновационный путь развития.

Литература

1. Белоусова Д.А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии - Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://moluch.ru/archive/79/13960/

2. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013. №1

3. Юричева Е.Ю. Конкурентоспособность - как обобщающая характеристика эффективности деятельности предприятия // Актуальные проблемы экономики современной России: сборник материалов межрегиональной научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т; отв. ред. В.Е. Мамаева. Йошкар-Ола, 2015. Вып. 2.С. 272-274.

4. Национальный сайт поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии [электронный ресурс] - Режим доступа. - www.foerderdatenbank.de.

5. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html

6. Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятий) за 2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

7. Развитие малого предпринимательства за рубежом: мировой опыт [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://refdb.ru/look/1033663- p26.html

8. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта [электронный ресурс] - Режим доступа. - http:// gtmarket.ru/ratings/ratingcountries-gdp/rating-countries-gdp-info

9. DOING BUSINESS Оценка Бизнес Регулирования [электронный ресурс] -Режим доступа. - http://russian.doingbusiness.org/ru/ rankings?region

10. CENTRE INTELLIGENCE AGENCY [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/index.html

Ссылки:
1 Составлено автором по [6]
2 Составлено автором по [3]
3 Составлено автором по [8]

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ