Татьяна Георгиевна Шешукова
доктор экономических наук,
профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Российская Федерация
Ответственный автор
Дарья Владимировна Баленко
аспирантка кафедры учета, аудита и экономического анализа,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
Пермь, Российская Федерация
Международный бухгалтерский учет
№10 (448) 2018
* Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика», 2016, июль, т. 15, вып. 7.
Аннотация
Предмет. Основным условием успешной реализации проводимых в государстве реформ, достижения и сохранения экономической стабильности является устойчивое состояние государственных финансов, в первую очередь - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Необходимой основой формирования налоговых доходов, своевременного и полного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов в бюджет признано наличие эффективной системы налогового администрирования. Определяющий механизм налогового администрирования - налоговый контроль, реализуемый через систему организации форм и методов. В статье рассмотрена проблема предупреждения налоговых правонарушений предприятиями. Разработана методика комплексной оценки и анализа контрольной деятельности налоговых органов.
Цели. Провести анализ результативности налоговых проверок. Оценить влияние макроэкономических показателей контрольной работы налоговых органов Пермского края на объем налоговых поступлений от предприятий. Доказать значимость предупреждения налоговых правонарушений.
Методология. Достоверность и обоснованность выводов обеспечивались сочетанием общенаучных методов познания и конкретно-экономических методов: анализа и синтеза, статистического анализа, эконометрических методов, классификации, моделирования, научной абстракции.
Результаты. Проведена комплексная оценка контрольной деятельности при проведении налоговых проверок по Пермскому краю, а также доказана значимость предупредительных мер в области налогового контроля для предприятий.
Выводы и значимость. Теоретические выводы доказывают неэффективность использования в настоящее время только санкционных средств в качестве предупреждающих мероприятий. Практическую значимость имеет предложенная функциональная модель влияния макроэкономических показателей контрольной работы налогового органа на объем налоговых поступлений от предприятий.
Налоговый контроль является необходимым условием эффективного функционирования налоговой системы государства. Он обеспечивает соблюдение предприятиями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах, а также поступление налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Несмотря на это пока не все налогоплательщики добросовестно исполняют свои обязанности [1].
Из-за увеличения количества налоговых правонарушений снижается возможность государства рационально использовать свои ресурсы. Таким образом, совершенствование налогового контроля государства за налоговыми правонарушениями в настоящее время является довольно значимым [2].
Как известно, пресечение налоговых правонарушений является самым распространенным методом в области борьбы с налоговыми правонарушениями [3]. Однако применение таких мер не всегда приводит к положительному результату, так как отсутствует знание влияния факторов на причины данных правонарушений.
Наиболее эффективным методом соблюдения налогового законодательства является предупреждение правонарушений. Однако в настоящее время проблема предупреждения в области налогообложения не решена [4].
Как известно, поступления от налогов составляют весомую часть в бюджете российского государства. В связи с этим имеется насущная необходимость разработки предупредительных мер, направленных на предотвращение правонарушений в налоговой сфере и совершенствование опыта по применению мер не только карательного, но и предупредительного воздействия, накопленного исполнительными органами власти.
Предупреждение налоговых правонарушений предполагает, с одной стороны, защиту интересов государства и общества в целом от нестабильности в сфере экономики, с другой - устойчивость функционирования бюджетной системы [5].
Впервые теоретические основы в области правонарушений встречаются в трудах Аристотеля [6]. Отдельные стороны этой проблемы в своих работах исследовали такие ученые, как А.В. Брызгалин [7], А.Ю. Головин [8], А.П. Зрелов [9], Ю.Ф. Кваша1, И.И. Кучеров [10], С.Г. Пепеляев2, Е.В. Трегубова [11] и др.
1 Кваша Ю. Ф., Зрелое А.П., Харламов М. Ф. Налоговое право. М.: Высшее образование, 2009. 175 с.
2 Налоговое право / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. 591 с.
Исследования этих авторов вносят большой теоретический вклад в развитие налоговой теории, однако преимущественно они носят юридический характер и посвящены раскрытию сущности налогов как правовой категории. Вопросам предупредительной деятельности пока уделяется недостаточно внимания.
Проблема предупреждения налоговых правонарушений является весьма значимой, однако отсутствуют комплексные теоретико-методические разработки в этой области.
В настоящее время нет единообразного подхода к оценке работы налоговых органов. Существуют различные методики современных авторов в этой сфере. Так, методика оценки эффективности деятельности налоговых органов, предложенная Д.В. Куницыным, Е.С. Синицы ной, Л.А. Худяевой [12], методика, предложенная О.Ю. Семеновой, Н.В. Киселевой3, а также методика, разработанная И.В. Депутатовой [13]. Однако они касаются отдельных сторон проблемы.
3 Семенова О.Ю., Киселева Н.В. Анализ эффективности налогового контроля. URL: http://urlid.ru/afwq/
В связи с этим нами предлагается методика комплексной оценки и анализа контрольной деятельности налоговых органов на примере Пермского края, включающая три блока:
Анализ контрольно - проверочной деятельности налоговых органов Пермского края представлен в табл. 1, из которого следует, что наиболее результативными являются выездные налоговые проверки.
Таблица 1. Результаты анализа контрольно-проверочной деятельности при проведении налоговых проверок по Пермскому краю в 2012-2014 гг.
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | Отклонение | Темп роста, % | ||
2013 к 2012 | 2014 к 2013 | 2013 к 2012 | 2014 к 2013 | ||||
Количество проведенных камеральных налоговых проверок, всего | 709 483 | 674 258 | 624 516 | -35 225 | -49 742 | 95 | 92,6 |
В том числе выявивших нарушения | 39 912 | 38 665 | 39 637 | -1 247 | 972 | 96,9 | 102,5 |
Дополнительно начисленные платежи по результатам проверок, всего, тыс. руб. | 321 529 | 581127 | 675 390 | 259 598 | 94 263 | 180,7 | 116,2 |
В том числе: | |||||||
• налоги | 236 693 | 482 299 | 542 051 | 245 606 | 59 752 | 203,8 | 112,4 |
• пени и штрафы | 84 836 | 98 828 | 133 339 | 13 992 | 34 511 | 116,5 | 134,9 |
Количество проведенных выездных налоговых проверок, всего | 1 024 | 710 | 569 | -314 | -141 | 69,3 | 80,1 |
В том числе выявивших нарушения | 1 024 | 710 | 568 | -314 | -142 | 69,3 | 80 |
Дополнительно начисленные платежи по результатам проверок, всего, тыс. руб. | 2 843 005 | 2 088 899 | 2 933 968 | -754 106 | 845 069 | 73,5 | 140,5 |
В том числе: | |||||||
• налоги | 1 999 832 | 1 477 424 | 2 084 666 | -522 408 | 607 242 | 73,9 | 141,1 |
• пени и штрафы | 843 173 | 611 475 | 849 302 | -231 698 | 237 827 | 72,5 | 138,9 |
Источник: данные Федеральной налоговой службы
Из анализа результатов контрольной работы налоговых органов следует, что количество проведенных проверок сократилось, однако, благодаря усилению качества отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, возросла их результативность.
Так, наблюдается динамика роста по начисленным платежам по результатам камеральных проверок за все три года, а также динамика роста по начисленным платежам по результатам выездных проверок.
Оценка результативности налоговых проверок включает расчет количественного и качественного показателей результативности контрольных мероприятий (табл. 2).
Таблица 2. Оценка результативности налоговых проверок по Пермскому краю в 2012-2014 гг.
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | Отклонение | Темп роста, % | ||
2013 к 2012 | 2014 к 2013 | 2013 к 2012 | 2014 к 2013 | ||||
Количественный показатель результативности камеральных налоговых проверок, % | 5,625505 | 5,734452 | 6,346835 | 0,108947 | 0,6123832 | 101,9 | 110,7 |
Количественный показатель результативности выездных налоговых проверок, % | 100 | 100 | 99,82425 | 0 | -0,175747 | 100 | 99,8 |
Качественный показатель результативности камеральных налоговых проверок, тыс. руб. | 8,055948 | 15,02979 | 17,03938 | 6,9738463 | 2,009588 | 186,6 | 113,4 |
Качественный показатель результативности выездных налоговых проверок, тыс. руб. | 2 776,372 | 2 942,111 | 5 165,437 | 165,7392 | 2 223,3254 | 105,9 | 175,6 |
Источник: данные Федеральной налоговой службы
Количественный показатель результативности ПРкл рассчитывается путем сопоставления общего количества проведенных налоговых проверок Кобщ с количеством проверок, выявивших нарушения налогового законодательства Кн:
ПРкл = Кн / Кобщ.
Качественный показатель результативности ПРкч рассчитывается путем сопоставления объема дополнительно начисленных платежей Д с количеством налоговых проверок, выявивших нарушения налогового законодательства:
ПРкч = Д / Кн.
Оценивая в целом работу налогового органа по количественному и качественному показателям, можно отметить, что более результативными являются выездные налоговые проверки. Результативность выездных проверок колеблется от 99,8 до 100%.
В отношении качественных показателей как по выездным, так и по камеральным налоговым проверкам наблюдается положительная динамика, что является позитивным и характеризует эффективную организацию контрольной работы налоговых органов.
Предложенная методика позволяет комплексно исследовать работу налоговой инспекции, выявить недостатки или положительные моменты на основе оценки ее деятельности.
Для оценки влияния макроэкономических показателей контрольной работы налогового органа на объем налоговых поступлений разработана функциональная модель влияния макроэкономических показателей контрольной работы налоговых органов на объем налоговых поступлений, доказывающая гипотезу о неэффективности применения в качестве мер предупреждения правонарушений только санкционных средств и позволяющая сделать вывод о необходимости мероприятий предупредительного характера. Набор эмпирических данных для построения модели представлен в табл. 3.
Таблица 3. Данные для построения модели влияния макроэкономических показателей контрольной работы налоговых органов на объем налоговых поступлений
Год | Объем налоговых поступлений Y, млн руб. | Выполнение плана по налоговым поступлениям x1, % | Количество проведенных камеральных налоговых проверок x2, тыс. | Дополнительно начисленные платежи по результатам проверок x3, млн руб. |
2012 | 215 609 | 97 | 709,5 | 321 |
2013 | 222 637 | 100 | 674,3 | 581 |
2014 | 227 184 | 103 | 624,5 | 675 |
Итого... | 665 430 | - | 2 008,3 | 1 577 |
Источник: данные Федеральной налоговой службы
Для выявления зависимости между показателем объема налоговых поступлений и показателями процента выполнения плана по налоговым поступлениям, количества налоговых проверок и дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок использовалась формула линейной корреляции TyX, которая имеет следующий вид4 [14]:
где ryxi - степень взаимосвязи между результирующим показателем и факторами, на него влияющими;
i - порядковый номер фактора;
n - количество периодов в месяцах;
y - результирующий показатель;
x - фактор, влияющий на результирующий показатель.
4 Четыркин Е.М., Васильева Н.Е. Выборочные методы в аудите. М.: КноРус, 2010. 136 с.
В результате произведенных расчетов была выявлена тесная взаимосвязь между объемом налоговых поступлений и процентом выполнения плана (ryx1 = 0,99), между объемом налоговых поступлений и количеством дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок (ryx3 = 0,99) и тесная обратная взаимосвязь между объемом налоговых поступлений и количеством налоговых проверок (ryx2 = -0,97). Для определения неизвестных параметров уравнения множественной линейной регрессии используем стандартную систему нормальных уравнений, которая имеет следующий вид5:
5 Магнус Я.Р., Пересецкий А.А. Эконометрика. М.: Дело, 2004. 580 с.
В данном случае система примет следующий вид:
3а + 3b1 + 2 008,25b2 + 1 577b3 = 665 430;
3а + 3,002b1 + 2 005,708b2 + 1 587,62b3 = 665 777,25;
2 008а + 2 005,708b1 + 1 348 010b2 + 1 041 036,2b3 = 444 965 741;
1 577а + 1 587,62b1 + 1 041 036,2b2 + 896 227b3 = 351 911 786.
Решив данную систему методом Гаусса, получаем ее решение:
а = 108 111,86;
b1 = 69 976,55;
b2 = 42,07;
b3 = 29,59.
Произведя все промежуточные расчеты, функциональную модель изучаемого социально-экономического явления (поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации) в натуральных единицах измерения можно представить следующим образом:
Y = 108 111,86 + 69 976,55x1 + 42,07x2 + 29,59x3.
Следует отметить, что взаимосвязь между У и x2 нельзя интерпретировать, так как при расчете t-распределения Стьюдента
tрасч < tкритич.
Для оценки степени влияния каждого фактора, включенного в эконометрическую модель, на формирование результирующей величины -объема налоговых поступлений -использовался метод цепных подстановок, то есть необходимо было поочередно увеличивать численные значения факторных переменных на 10% (Y3', Y3'', Y3'''). Полученные результаты сравнивались с результатами налоговых поступлений в последнем (третьем) временном периоде (Δ1, Δ2, Δ3):
Δ1= (Y3' - Y3) = 7 207,631;
Δ2= (Y3'' - Y3') = -4 584,731;
Δ3 = (Y3''' - Y3') = -665,4.
Результаты произведенных расчетов показывают, что наиболее существенное влияние на показатель поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации оказывает фактор «процент выполнения плана по налоговым поступлениям».
Оценить влияние количества налоговых проверок на объем добровольно уплачиваемых налогов в данном случае не представляется возможным. А объем дополнительно начисленных платежей, напротив, свидетельствует о снижении налоговых поступлений.
Таким образом, доказана неэффективность использования в настоящее время в качестве предупреждающих мероприятий только санкционных средств.
Основной недостаток мер пресечения заключается в том, что санкции направлены на последствия налогового правонарушения, при этом они совершенно не влияют на причины их совершения. В результате у налогоплательщика после уплаты недоимок, пеней и штрафов остается возможность повторного совершения налогового правонарушения, то есть цель деятельности налогового органа (обеспечение соблюдения налогового законодательства) не достигается [15].
Таким образом, при разработке системы мер предупреждения налоговых правонарушений, наибольшее внимание следует уделять мерам профилактики, информационной, разъяснительной работе, формированию у населения психологии добросовестного налогоплательщика, стимулированию должного поведения участников налоговых правоотношений, а также упрощению налогового законодательства. А меры пресечения должны лишь дополнять действующую систему.
Список литературы
1. Баленко Д.В. К вопросу об ответственности налогоплательщиков // Учетно-контрольные и аналитические инструменты инновационной экономики / под ред. Т.Г. Шешуковой. Пермь: ПГУ, 2010. С. 9-18.
2. Разуваева К.В. Критерии достоверности информации в системе налогового учета // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2011. № 1.С. 79-87.
3. Шешукова Т.Г., Орлов Д.В. Налоговый аудит как самостоятельное направление аудиторской деятельности // Вестник Пермского Университета. Сер.: Экономика. 2011. № 1.С. 62-70.
4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля // Аудиторские ведомости. 2013. № 2.С. 41-48.
5. Кобзарь-Фролова М.Н. Направления предупредительной деятельности в налоговой сфере // Налоги и налогообложение. 2008. № 5.С. 18-25.
6. Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1983. 546 с.
7. Брызгалин А.В. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях: теория и практика применения. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2007. 264 с.
8. Головин А.Ю. Проблемы соотношения ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков - юридических лиц, административной ответственности их должностных лиц и органов управления за нарушения правил ведения бухгалтерского учета // Финансовое право. 2004. № 3.С. 50-55.
9. Зрелов А.П. Формы налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2005. № 6.С. 29-33.
10. Кучеров И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. 2009. № 1.С. 6-11.
11. Трегубова Е.В. Проблемы предупреждения административных и налоговых правонарушений // Налоги и налогообложение. 2007. № 10. С. 17-23.
12. Куницын Д.В., Синицына Е.С., Худяева Л.А. Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов: виды, особенности, проблемы использования и пути совершенствования // Сибирская финансовая школа. 2004. № 3.С. 69-71.
13. Депутатова И.В. Методика комплексного анализа контрольной работы налоговых органов // Управленческий учет. 2011. № 12. С. 26-35.
14. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976. 440 с.
15. Чайковская Н.В. Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений // Интеграция учетно-аналитических и налоговых процессов на макро-и микроуровнях. М.: Финпресс, 2010. 430 с.
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.