Складское свидетельство как инструмент развития взаимной торговли в условиях общего аграрного рынка ЕАЭС

Бубен С.Б.,
директор Департамента агропромышленной политики
Евразийской экономической комиссии;
Дробышевский А.А.,
начальник отдела сельскохозяйственных субсидий Департамента
агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии;
Буць А.А.
заместитель начальника отдела сельскохозяйственных субсидий
Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии.
Торговая политика
№2 (14) 2018

Проанализирован мировой опыт и нормативно-правовое регулирование обращения складских свидетельств в государствах — членах ЕАЭС, рассмотрены направления гармонизации национальных законодательств государств-членов, которые предусматривают соответствующий проект соглашения в рамках объединения, для расширения практики использования складских свидетельств в рамках ЕАЭС, обеспечения их устойчивой оборотоспособности и, как следствие, упрощения и роста взаимной торговли государств — членов ЕАЭС.

В условиях общего аграрного рынка одним из инструментов развития взаимной торговли и увеличения доли сельскохозяйственного товаропроизводителя в потребительской цене на сельскохозяйственную продукцию может стать складское свидетельство. Обращение таких ценных бумаг позволяет упростить оборот товаров без их физического перемещения, снизить транз-акционные издержки и привлечь кредитные ресурсы в отрасль [1]. Складское свидетельство выдается в подтверждение факта принятия товара на хранение, а держатель свидетельства получает право распоряжаться товаром во время его хранения. Как и другие ценные бумаги, складские свидетельства удостоверяют имущественные права на определенное количество товара указанного качества.

Такие товаросопроводительные документы находят широкое применение в развитых странах ввиду возможности беспрепятственно вступать в полное владение складируемым имуществом. Кроме того, законодательство развитых стран предусматривает меры, гарантирующие от недобросовестного использования и подделки складских свидетельств.

Международный опыт показывает, что уже существуют сложившиеся обязательные структурные элементы успешного функционирования системы обращения складских свидетельств, предусматривающие благоприятный правовой климат, лицензирование, инспекцию и мониторинг хранилищ, обеспечение исполнения обязательств по складским свидетельствам (табл. 1).

Таблица 1. Структурные компоненты системы обращения складских свидетельств в странах мира

Страны Вид продукции Вид СС Лицензирование Гарантирование Ведение реестра Приоритет исполнения обязательств перед держателями СС
США Перечень Простое, переуступаемое и непереуступаемое, электронное + Страхование товаров - -
Бразилия То же Двойное, электронное + То же + +
Аргентина —"— Двойное + —"— - +
Франция —"— Двойное + Фонд - +
Турция —"— Простое, электронное + Страхование товаров и фонд + -
Украина Зерно Простое и двойное + Фонд + -
Индия Перечень Переуступаемое и непереуступаемое, электронное + - - -
Индонезия То же Электронное + Страхование менеджеров + +

Есть несколько основных подходов к созданию системы финансовых гарантий — это страхование гражданско-правовой ответственности, либо гарантийные письма, выдаваемые от имени лицензированного склада общего пользования, либо формирование фондов возмещения убытков (фондов гарантирования).

Актуальность беспрепятственного обращения складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию в рамках ЕАЭС подтверждается перспективой увеличения доходности аграрной отрасли за счет продажи товара в момент благоприятной конъюнктуры рынка.

В настоящее время государства — члены ЕАЭС находятся на разных этапах формирования нормативного регулирования данного вида деятельности, что осложняет выработку единых подходов к обеспечению обращения складских свидетельств в рамках объединения. В целом на национальном уровне обращение складских свидетельств регулируется нормами гражданских кодексов, которые в основном схожи и содержат общие положения о сроках хранения, обеспечении сохранности и возврата товара, вознаграждении за хранение, ответственности хранителя, обязанностях и правах товарного склада, а также о договоре складского хранения и складских документах.

Специальное законодательство по вопросам регулирования складской деятельности и обращения складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию среди стран ЕАЭС есть только в Казахстане (регламентировано законами «О зерне» и «О развитии хлопковой отрасли») и в Кыргызстане (в апреле 2018 г. принят закон «О товарных складах и складских свидетельствах»). В Российской Федерации разработан и проходит процедуры согласования законопроект «О зерновых товарных складах общего пользования» (табл. 2).

Таблица 2. Законодательство государств — членов ЕАЭС в области регулирования обращения складских свидетельств на сельхозпродукцию

Государство — член ЕАЭС Законодательство
в рамках гражданских кодексов специальное
Республика Армения Статьи 17, 153, 160, 161, 409, 417, 442, 813-845 Нет
Республика Беларусь Статьи 15, 364, 372, 396, 776-808, 895 Нет
Республика Казахстан Статьи 9, 350, 351, 387 (особенная часть); ст. 768-780, 791-802, 887 (общая часть) Закон «О зерне» от 19 января 2001 г. № 143;

Закон «О развитии хлопковой отрасли» от 21 июля 2007 г. № 298; постановления Правительства; приказы Министра сельского хозяйства
Кыргызская Республика Статьи 356, 386 (ч. I); ст. 771, 879-912 (ч. II) Закон «О товарных складах и складских свидетельствах» от 17 апреля 2018 г.
Российская Федерация Ст. 15, 393, 401, 426 (ч. I); ст. 886-918 (ч. II) Проект федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования»

В Казахстане создана система регулирования и обращения складских свидетельств (расписок) на зерно и хлопок. Так, основными элементами успешно действующей более 15 лет системы обращения зерновых расписок, обеспечивающей их надежность и ликвидность, как неэмиссионных ценных бумаг, а также доверие кредитных организаций, являются: • лицензирование услуг по складской деятельности с выпуском зерновых расписок на основе квалификационных требований к такой деятельности;

  • обеспечение имущественной ответственности складов перед держателями складских свидетельств (посредством участия складов в фонде гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам или страхования складами своей гражданско-правовой ответственности перед держателями таких расписок);
  • государственный контроль (инспектирование) деятельности складов, осуществляющих выпуск расписок;
  • мониторинг и контроль в сфере зернового рынка, в том числе за соблюдением складами установленных правил ведения количественно-качественного учета, хранения зерна, выдачи, обращения и погашения расписок, а также в области безопасности и качества зерна;
  • система мер ответственности и воздействия к зернохранилищам в случае нарушения законодательства и возникновения угрозы интересам держателей расписок, вплоть до приостановления действия или лишения лицензии, введения временного управления хлебоприемным предприятием в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств и превышения количества продукции, обеспеченной расписками, над фактическим количеством продукции, хранящимся на предприятии;
  • наличие типовой формы публичного договора между владельцем продукции и складом.

Реализация и совершенствование таких мер, направленных в том числе на обеспечение общественного доверия к использованию зерновых расписок, позволили увеличить привлечение кредитных средств под залог зерновых расписок. По итогам 2002-2016 гг. объем привлеченных кредитных средств составил более 1,8 трлн тенге, или более 10 млрд долл. в эквиваленте (рис. 1).

Кредитование под залог зерновых расписок в республике Казахстан

С целью повышения прозрачности и защиты интересов хозяйствующих субъектов, надежности и ликвидности зерновой расписки в Казахстане в июле 2016 г. осуществлен переход от документарной («бумажной») зерновой расписки к бездокументарной (электронной) форме ее выпуска (рис. 2).

Схема сдача зерна на хранение и получение зерновых расписки в республике Казахстан

Доступ к информационной системе зерновых расписок предоставляется через веб-портал (www.minagro.kz) для всех субъектов (хлебоприемные предприятия, держатели зерновых расписок, регистратор, уполномоченные государственные органы). Операции с зерновыми расписками (покупка, продажа, передача в залог, деление, выставление на торги, погашение такой расписки) осуществляются с использованием электронной цифровой подписи в личном кабинете клиента на портале. Для обеспечения актуальности данных информационная система ведения реестра интегрирована с информационными системами других государственных органов (с государственными базами данных юридических и физических лиц, правовым и земельным кадастрами, базой е-лицензирования и др.) [2]. Вместе с системой электронных расписок была введена в действие электронная карта зернохранилищ, отображающая загруженные и свободные емкости зернохранилищ и их техническую емкость.

Следует отметить, что принятый в текущем году закон Кыргызской Республики в целях обеспечения исполнения складами обязательств по складским свидетельствам предусматривает:

  • регистрацию товарных складов в едином государственном реестре с выдачей свидетельства о соответствии устанавливаемым правительством минимальным требованиям к складам;
  • меры воздействия при нарушении складами условий и правил хранения, а также предоставлении недостоверных данных о количестве и качестве принятой на хранение продукции;
  • создание фонда гарантирования или страхования гражданско-правовой ответственности складов перед держателями складских свидетельств в случае утраты, гибели, недостачи или повреждения (порчи) продукции при хранении;
  • государственный контроль за деятельностью товарных складов и регулирование операций с ценными бумагами.

Одно из основных отличий текущей редакции законопроекта Российской Федерации «О зерновых товарных складах общего пользования» от положений указанных выше нормативных актов Казахстана и Кыргызстана состоит в обязательности участия складов в саморегулируемых организациях, которые будут в том числе контролировать исполнение обязательств товарных складов перед держателями складских свидетельств.

Учитывая среднегодовые объемы взаимной торговли зерном в рамках ЕАЭС, составляющей порядка 0,8-1,2 млн т, или около 0,5 млрд долл., обеспечение обращения складских свидетельств на зерно в рамках объединения является перспективным. Кроме того, в настоящее время прорабатывается возможность применения данного инструмента в торговле плодоовощной продукцией, а также отдельными видами мясомолочной продукции.

В рамках реализации положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., предусматривающего в числе основных направлений межгосударственного взаимодействия при решении задач согласованной агропромышленной политики регулирование общего аграрного рынка и формирование единых требований в сфере производства и обращения продукции, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно с государствами — членами ЕАЭС разработан проект соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках ЕАЭС складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию. Данный документ одобрен Распоряжением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2017 г. № 194 и проходит в странах — членах ЕАЭС процедуры внутригосударственного согласования (рис. 3).

Проект соглашения о правилах выпуска выдачи обращения и погашения в рамках еаэс складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию

Главная цель проекта соглашения — расширение практики использования складских свидетельств. В качестве основных задач указанного проекта, при разработке которого стороны и ЕЭК опирались на мировую практику и национальные наработки, определены обеспечение прозрачности функционирования рынка сельскохозяйственной продукции и доступности финансовых ресурсов для держателей складских свидетельств, а также взаимное признание выданных в государствах-членах складских свидетельств. Проектом Соглашения предусматривается регулирование правоотношений, связанных с выпуском (выдачей), обращением и погашением в рамках ЕАЭС складских свидетельств, а также требования, предъявляемые к этим ценным бумагам. При этом определено, что складское свидетельство представляет собой неэмиссионную ценную бумагу, выпускаемую складом в подтверждение принятия определенного количества сельскохозяйственной продукции на хранение и удостоверяющую право собственности на данную продукцию, а также право требовать исполнения обязательств, обеспеченных залогом.

Соглашение устанавливает применение в союзе общих требований к регулированию обращения складских свидетельств, включая требования по составу обязательных сведений, содержащихся в таких ценных бумагах, созданию национальных систем гарантирования исполнения обязательств складов перед держателями складских свидетельств, формированию и ведению национальных реестров складских свидетельств и складов, обеспечению открытого доступа к сведениям из государственного реестра складов. Комплекс указанных мер направлен на создание прозрачной и доверительной системы обращения складских свидетельств, в том числе на обеспечение возможности использования складского свидетельства в качестве залога при получении банковского кредита.

Обязательными условиями функционирования системы обращения складских свидетельств в рамках ЕАЭС является:

  • наличие системы обеспечения (гарантирования) исполнения обязательств по складским свидетельствам (формирование фондов гарантирования и (или) страхование гражданско-правовой ответственности складов перед держателями складских свидетельств);
  • выдача разрешений на оказание услуг по хранению сельскохозяйственной продукции с выпуском складских свидетельств, инспектирование деятельности складов на предмет выполнения ими обязательств перед держателями складских свидетельств;
  • обеспечение погашения обязательств перед держателями складских свидетельств при наступлении гарантийного или страхового случая (форма и размер определяются государством-членом).

В проекте соглашения разграничены национальная и наднациональная компетенции. На национальном уровне устанавливаются требования к форме бланка складского свидетельства, порядку его изготовления, приобретения, хранения и уничтожения, видам и степеням защиты, порядок формирования и ведения уполномоченными органами сторон реестров складов и складских свидетельств, а также порядок ведения складами учета и хранения продукции. Кроме того, на национальном уровне обеспечивается контроль за обращением складских свидетельств, включая регулирование допуска складов к оказанию услуг по хранению продукции с выдачей складских свидетельств и соблюдению правил хранения сельскохозяйственной продукции и требований к ведению количественно-качественного учета сельскохозяйственной продукции, установленных в соответствии с национальным законодательством стран — членов ЕАЭС.

Совету ЕЭК предоставляются полномочия по установлению требований к создаваемой в странах союза системе гарантирования исполнения обязательств по складским свидетельствам, утверждению состава сведений, включаемых в реестр складских свидетельств и в договор хранения.

Принятие соглашения позволит сформировать в ЕАЭС единую систему обращения складских свидетельств, создать благоприятные условия для их взаимного признания и свободного обращения в государствах-членах. Это будет способствовать повышению доходности аграрной отрасли за счет расширения доступа к кредитным ресурсам под залог складских свидетельств, обеспечению прозрачности оборота и хранения сельхозпродукции, развитию сельскохозяйственного производства и торговли, в том числе биржевой торговли складскими свидетельствами.

Внедрение складских свидетельств и создание системы их обращения в государствах — членах ЕАЭС является объективной потребностью рынка, обусловленной необходимостью формирования общей для государств — членов ЕАЭС товаропроводящей системы для продвижения сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке со снижением издержек.

Источники

[1] FAO. The use of warehouse receipt finance in agriculture in transition countries. URL: <http://www.fao.org/37a-i3339e.pdf>.

[2] Государственный электронный реестр держателей зерновых расписок Республики Казахстан. URL: <https://grain.qoldau.kz/p/ru/gr-info/AboutTheRegistry>.

[3] Распоряжение Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2017 г. № 194 «О проекте Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию».

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ