Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом

Бекмурзаев И.Д.,
Хажмурадов З. Д.,
Хажмурадова С. Д.
Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия
Гуманитарный научный журнал
№1 2020

В статье раскрыты сущность и задачи управления государственным долгом, предложены принципы, обобщены методы управления государственным долгом.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Введение. Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т.д.

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Государственный долг как неотъемлемое явление рыночной экономики прямо или косвенно влияет на состояние государственного бюджета, уровень инфляции, объемы иностранных инвестиций, валютный курс и прочее. Механизмы управления государственным долгом используются при регулировании денежного обращения, уровня деловой активности, состояния государственных доходов, расходов и дефицита государственного бюджета. Рост будущих выплат по внешним государственным долгам приводит к сокращению объемов и снижению прибыльности производства, наличия перманентного дефицита государственного бюджета, недополучение доходов бюджета, отрицательного платежного баланса, создает высокие риски потери платежеспособности государства, девальвации национальной валюты, наступления дефолта. Вопрос обоснования оптимальных объемов государственного внешнего долга, поиск финансовых источников е го погашения, использования эффективных методов управления государственным долгом приобретают особую актуальность.

Целью статьи является уточнение теоретических положений по управлению внешним государственным долгом и выявление проблем управления государственным долгом.

Основная часть. Государственным долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам) [3].

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

  • внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
  • внешний (задолженность нерезидентам).

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т.д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т.д.

Внешний долг страны - это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций;
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк и т.д.).

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено на законодательной базе определение государственного долга - «обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием» [1].

В зависимости от субъектов кредитных отношений, к которым относятся юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации и финансовые институты и др.) государственный долг делится на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг - «задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны. Внутренний государственный долг -задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иными кредиторам» [2].

Управление государственным долгом - это комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, обслуживания и погашения заимствований, предоставления государственных гарантий кредиторам с целью обеспечения потребностей государства в финансовых ресурсах при условиях минимизации кредитных рисков, обеспечения платежеспособности и долговой безопасности страны, а также гармонизации интересов заемщиков и кредиторов.

Задачи управления государственным долгом:

  • определение оптимального соотношения между внутренними и внешними заимствованиями при условии сохранения макрофинансового равновесия и обеспечения привлечения необходимого объема финансовых ресурсов исходя из целей стратегии социально-экономического развития страны;
  • обеспечение безопасного уровня индикаторов долговой безопасности страны;
  • обоснованная диверсификация внешних кредиторов для недопущения возникновения зависимости социально -экономического развития государства от крупных международных кредиторов;
  • поиск эффективных условий заимствования средств с точки зрения оптимального соотношения между процентными ставками и рисками;
  • оптимизация расходов, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета;
  • обеспечения своевременной и полной выплаты по обслуживанию внешнего государственного долга;
  • недопущения неэффективного и нецелевого использования заемных средств;
  • создание качественной нормативно-правовой базы и эффективной системы учета и контроля за внешним государственным долгом.

Объектом управления внешним государственным долгом выступает объем и структура внешнего государственного долга, а также его соотношение с внутренним государственным долгом.

Управление государственным долгом в должно основываться на следующих принципах: безусловность выполнения обязательств государства перед кредиторами; обоснованность - определение объемов внешнего государственного долга и график его обслуживания базируется на реалистичных прогнозах потребности государства в финансовых ресурсах; оптимальность структуры долговых обязательств государства; сохранение финансовой независимости; открытость и прозрачность - открытость информации о привлечения, использования и погашения заемных средств.

Процесс управления внешним государственным долгом включает: привлечение заемных средств; размещения заемных средств; обслуживание привлеченных займов, их возврат и выплата процентов.

Управление внешним государственным долгом должно основываться на долговой политике государства. Для обеспечения платежеспособности государства, снижения рисков неисполнения долговых обязательств и снижения уровня долговой нагрузки на государственный бюджет применяются методы корректировки долговой политики с использованием рефинансирования и реструктуризации государственного долга.

Рефинансирование государственного долга - это погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

Классификация методов управления внешним государственным долгом с их характеристикой приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Методы управления государственным долгом

Метод Характеристика
Пролонгация долга добровольное согласие кредиторов на отложения выплаты долга по обязательствам. Как правило, применяется при финансовой нецелесообразности выпуска новых займов на обслуживание ранее выпущенных.
Списание или аннулирование части долга процесс списания долга происходит в условиях быстрого темпа накопления долговых обязательств. Реализация такой операции предусматривает достижение договоренности с кредиторами. Последние определяют степень списание долга, выбор которого обусловлен рядом причин: не прогнозируемых условий развития страны, ухудшение позиций на мировом рынке, социальное развитие страны, и тому подобное. Причинами аннулирования долга могут быть различные ситуационные факторы: несостоятельность государства, ее банкротство или политические мотивы.
Метод выкупа долга с дисконтом на вторичном рынке уменьшение объема государственного долга через выкуп собственных долгов со скидкой на вторичном рынке. По условиям продажи на финансовом рынке государственного долга с высоким дисконтом становится выгодным для заемщика проведения досрочного выкупа долга. В результате чего наблюдается снижение общей долговой нагрузки без согласования с кредиторами.
Метод временного моратория на выплату процентов отсрочка уплаты внутренних или внешних долговых обязательств, объявляемая специальными актами государственной власти на определенный срок.
Конверсия долга изменение начальных условий, по которым была выдана ссуда, в частности изменение сроков займа и выплаты, способа возврата займа.
Консолидация долга приводит к изменению условий займа относительно ее продолжительности с возможным изменением процента
Реструктуризация внешнего долга проводится в рамках Парижского клуба официальных кредиторов и Лондонского клуба частных кредиторов; долг перед МВФ и Всемирным банком реструктуризации не подлежит.

Реструктуризация государственного долга - это отсрочка уплаты части или полной суммы долга страной-должником. Проведение реструктуризации государственного долга предусматривает сотрудничество и заключение договоренностей страны-должника с иностранными кредиторами.

Нормативно-правовым обеспечением управления государственным долгом России выступают Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «О Федеральном бюджете РФ», Закон РФ «О международных договорах РФ», Закон РФ «О рынке ценных бумаг», постановления правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, нормативно-правовые акты Центрального банка РФ.

Рассмотрим основные показатели государственной задолженности России за период 2015-2019 гг. (табл. 2, табл. 3).

Таблица 2 - Объем государственного внешнего долга РФ (млн.долл. США)

По состоянию на 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019
Объем государственного внешнего долга РФ - всего, 54 355.4 50 002.3 51 211.8 49 827.3 49 156.5
в том числе:
государственные гарантии РФ в иностранной валюте 12 083.2 11 875.9 11 730.5 10 357.2 11 567.4

Таблица 3 - Объем государственного внутреннего долга РФ (млрд. руб.)

По состоянию на 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019
Объем государственного внутреннего долга РФ -всего, 7 241,169 7 307,611 8 003,455 8 689,639 9 176,396
в том числе:
Государственные гарантии РФ в валюте РФ 1 765,456 1 734,516 1 903,114 1 442,515 1 426,922

Основные цели управления государственным долгом:

  • увеличение доли государственного долга в национальной валюте путем уменьшения валютного риска государственного долга и активного привлечения иностранных инвесторов к инвестированию в облигации в национальной валюте;
  • продление среднего срока до погашения и обеспечения равномерного графика погашения государственного долга путем минимизации риска рефинансирования и проведения активных операций по управлению государственным долгом;
  • привлечение долгосрочного льготного финансирования путем дальнейшего расширения сотрудничества с международными финансовыми организациями;
  • продолжение развития прочных взаимоотношений с инвесторами и дальнейшее совершенствование политики управления государственным долгом путем обеспечения надежной поддержки со стороны иностранных инвесторов, улучшение процессов для внедрения среднесрочной стратегии управления государственным долгом, работы с кредитными рейтинговыми агентствами.

Выводы. Таким образом, основной государственный долг оказывает негативное влияние на экономику: он ведет к усилению социальной поляризации и негативно влияет на экономический рост, а стоимость погашения государственного долга усугубляет дефицит бюджета. Внешний государственный долг погашается за счет экспортных поступлений, что также может оказать негативное влияние на темпы экономического роста.

За счет сокращения неустойчивых государственных расходов и решения межправительственных отношений наиболее важным является достижение положительных изменений в структуре бюджета посредством налоговых реформ.

Эффективное управление внешним государственным долгом является предпосылкой обеспечения долговой безопасности государства и весомым рычагом влияния на социально-экономическое развитие страны. В процессе управления государственным долгом должны решаться задачи привлечения финансовых ресурсов, необходимых для выполнения программы социально-экономического развития страны, с наименьшими затратами и рисками на наиболее благоприятных условиях, обеспечение платежеспособности и долговой безопасности государства, гармонизации интересов всех участников долговых отношений.

Управление внешним государственным долгом базируется на разработанной долговой политике России и должно осуществляться с использованием рыночных методов.

С целью совершенствования управления внешним государственным долгом предлагается: повысить обоснованность и эффективность долговой политики, усовершенствовать модель управления государственным долгом оптимизировать структуру государственного долга путем уменьшения объемов и удельного веса внешнего государственного долга, увеличение удельного веса долгосрочного внешнего государственного долга.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ". 03.08.1998 г, № 31, ст. 3823

2. Власенко Т.А. Управление государственным долгом: сущность понятия и обоснование методов реструктуризации. Бизнес-Информ. 2015. № 10. С. 310-317.

3. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. - М.: Перспектива, 2014. - 101 c

4. Рассел, Джесси Бюджетный дефицит / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2015. - 137 с.

5.  Министерство финансов Российской Федерации] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dolgovaya_politika_2017-2019.pdf [дата обращения 01.11.2019].

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ