Государственной собственностью являются имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ) в соответствии со ст. 214 ГК РФ. К Федеральной государственной собственности непосредственно относятся объекты:
В государственную собственность субъектов РФ могут передаваться такие объекты, относящиеся к федеральной собственности как:
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в РФ может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:
Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника РФ и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.
Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов. Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению. Субъектами права государственной собственности являются: РФ, ее субъекты.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой следует понимать совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Росимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.
Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. Можно рассмотреть как вариант построение многоуровневой системы управления:
Важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:
Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственные комитеты РФ и федеральные комиссии России – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют, на коллективной основе, межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Федеральная служба, Российское агентство, федеральный надзор – федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и так далее) функции в установленных сферах ведения.
Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которому Конституцией РФ поручено, в частности, управление государственной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство РФ вступает во взаимоотношения:
В соответствии с нормами права принято, что указами Президента РФ оформляются решения, имеющие нормативный характер. Применительно к управлению государственной собственностью – это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.
В качестве объектов аренды государственной собственности могут быть:
Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания, сооружения и нежилого помещения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст. 434 ГК РФ). Согласно ст. 655 ГК РФ передача в аренду здания или сооружения производится по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому арендодателем и арендатором. Документы, необходимые для заключения договора аренды:
При рассмотрении заявок на аренду учитывается своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.
Государственная собственность объектов недвижимости может выставляться на продажу по решению правительства с учетом экономической ситуации и рыночных отношений в стране. Приобрести право собственника на владение объектами государственной собственности могут как юридические, так и физические лица. Процесс продажи государственного имущества регламентируется законодательными документами. Продажа государственной собственности способствует:
Приватизация проводится не только для того, чтобы изменить форму собственности, но и преследует ряд целей. Благодаря этому процессу происходит демонополизация производства, налаживается баланс доходов различных слоев населения. Продажа государственного имущества оказывает положительное влияние на фондовый рынок и его состояние. Продажа государственной собственности может производиться несколькими способами:
Все способы приватизации имеют свои особенности и выбираются претендентами по своему усмотрению. Чтобы получить право на владение государственным имуществом, покупатель обязан выполнить определенные условия, выдвигаемые продавцом. Практикой доказано, что предприятия, находящиеся в частной собственности, отличаются большей эффективностью и производительностью.
Далее: муниципальная собственность, частная собственность.