Контроллинг - это внутрифирменная система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля.
Контроллинг представляет собой преобразование традиционного финансового и бухгалтерского учета в специальный учет для управления. Если традиционный учет регистрирует свершившиеся факты, причем разрозненно, без связи между ними, контроллинг стремится к интегрированному отображению самого хода деятельности (компании, предприятия) и целиком обращен к управлению, принятию на основе собранной информации конкретных управленческих решений.
Специалист службы контроллинга должен обеспечить разработку оптимальных планов с учетом всех альтернативных вариантов и ориентации на взаимосогласованность действий всех подразделений фирмы.
Основеые задачи контроллинга – информационное обеспечение ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля (мониторинга) на предприятии, выполнения функций интеграции, системной организации и координации.
Базу контроллинга образуют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных. Контроллинговая информационная система ведет контроллинг затрат и результатов, инвестиций, снабжения, производства, логистики и сбыта.
Среди инструментов, используемых для выполнения отдельных стратегических и оперативных задач контроллинга:
В организационном отношении введение контроллинга приводит к тому, что ряд специфических для западных компаний должностей, например, казначея (финансового директора) и секретаря (ассистента правления) передаются в ведение организационно оформленной службы контроллинга.