Налоговый контроль - это проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.
Порядок осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым кодексом РФ (часть первая), в котором определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин:
- значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет в результате налоговой недисциплинированности некоторой части налогоплательщиков;
- несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количествава изменений, дополнений, отмена отдельных положений;
- нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основание двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер;
- несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;
- недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;
- преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.
Органы налогового контроля
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.
Налоговые органы осуществляют взаимодействие с государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, органами внутренних дел и пр. в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информации в целях исполнения возложенных на них задач.
Формы налогового контроля
Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий. Основными формами налогового контроля являются:
- проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом.
Мероприятия налогового контроля
Мероприятия налогового контроля – это различные действия налоговых органов с целью проверки соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.82 НК РФ). В каких случаях проводятся мероприятия налогового контроля Мероприятия налогового контроля проводятся во время налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов проверок. Некоторые мероприятия налогового контроля могут проводиться вне рамок налоговых проверок (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом). Налоговые инспекторы вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- Инвентаризация (п.13 ст.89 НК РФ). Во время инвентаризации инспекторы проверяют достоверность данных, содержащихся в документах налогоплательщика.
- Осмотр (ст.91,92 НК РФ). (ст.91,92 НК РФ). Проверяющие вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения.
- Истребование документов, информации (ст.93,93.1 НК РФ). Если налоговому инспектору, который участвует в проверке, необходимы документы, он имеет право истребовать их у проверяемого лица или организации. Выемка (ст.94 НК РФ).
- Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить доказательствами нарушения налогового законодательства. По словам самих налоговиков, это одно из самых маловероятных мероприятий, которое может ждать компанию на проверке. Непопулярность процедуры объясняется сложностью ее оформления. Малейшая формальная ошибка, и компании удается признать выемку незаконной.
- Экспертиза (ст.95 НК РФ). В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Отметим, что с 2015 года ФНС жестко сократила объем средств, выделяемых инспекциям на почерковедческие и технические экспертизы. Что на руку компаниям, особенно в налоговых спорах, где теперь можно стоит ссылаться на отсутствие экспертизы подписей.
- Получение экспертного заключения (ст.95 НК РФ). Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
- Вызов в качестве свидетеля (ст.90 НК РФ). Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
- Допрос (ст.90 НК РФ). В необходимых случаях при проведении налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Как правило, без допросов не обходится ни одна налоговая проверка.
- Привлечение переводчика (ст.97 НК РФ). В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.
Налоговые инспекторы также могут проводить фото- и киносъемку, видеозапись хода проведения мероприятий налогового контроля, использовать копировально-множительную технику, иные технические средства. Применение таких средств должно быть отражено в протоколе.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН