Антикризисное управление в широком смысле это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределённости, риска. В этом случае антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).
Антикризисное управление в узком смысле это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платёжеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаще всего имеет место на стадии спада.
Система антикризисного управления включает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту организаций от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства. Это следующие подсистемы.
I. Подсистема диагностики и прогнозирования. Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения организаций, когда требуются ответы на ключевые вопросы: каково положение организации на рынке, итоги и условия ее деятельности.
Диагностика позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство. Предмет диагностирования — финансовый и технико-экономический уровни развития организации:
Цель антикризисного прогнозирования — получение научно обоснованных вариантов изменения финансового и технико-экономического состояния организации. Его задача заключается в том, чтобы выявить предполагаемые тенденции развития деятельности организации и дать оценку их устойчивости, а также сформировать теоретический аналог реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Прогнозирование может проводиться в следующем порядке.
1. Выделение основных показателей, по которым осуществлялось диагностирование, и составление базисного прогноза ожидаемого состояния организации при сохранении сложившихся условий и тенденций развития.
2. Построение оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного сценариев изменений влияния на состояние организации внутренних и внешних факторов, что предполагает подбор факторов, оценку направлений и силы их воздействий.
3. Составление сценариев возможных изменений состояния организации посредством корректировки базового прогноза.
4. Оптимизация полученных прогнозов: анализ прогнозных оценок и изучение возможности приближения наиболее вероятного сценария к оптимистичному. Оптимальным будет считаться наилучший прогноз по критериям, ранжированным следующим образом:
5. Изыскание возможности снижения риска развития организации по пессимистическому сценарию.
II. Подсистема маркетинга. Предполагает исследование конъюнктуры рынка, чтобы:
Существуют разные маркетинговые стратегии антикризисного управления. Наиболее важные из них следующие:
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса. Избранная стратегия, тип конкурентного поведения и методы их реализации находят отражение в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий (комплекс маркетинга) по стабилизации положения организации на рынке и может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению.
III. Подсистема антикризисной инвестиционной политики. Нацелена на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких направлениях:
IV. Подсистема управления персоналом. Предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата.
V. Подсистема производственного менеджмента. Охватывает управление технико-технологической стороной производства.
VI. Подсистема финансово-экономического менеджмента. Используется для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками организаций. Тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.
VII. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации организации. Существует в нормальных условиях хозяйствования лишь как потенциальная, однако если организация становится банкротом и нет возможности ее оздоровить, эта подсистема превращается в реальную. Правовая сторона ее досконально прописана в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (1998). В основе действия подсистемы — продажа имущетва организации по рыночным ценам и погашение ее долгов за счет выручки от реализации в соответствии с очередностью, установленной законом.
Все подсистемы антикризисного управления непрерывно взаимодействуют друг с другом.