Государственные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства:
Государственный финансовый контроль в РФ - это действия и операции по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль сопровождает движение денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов. Объект финансового контроля — это денежные отношения.
Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег.
Важную роль в финансовом контроле играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация — главный объект финансового контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств.
Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность:
Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Минфина России. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Независимый контроль производится специальными органами — аудиторскими фирмами и службами.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на
Постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образованный Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему - Счетная палата РФ. По результатам обследований сотрудники Счетной палаты РФ составляют представления и направляют их руководителям проверенных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения предписания. При неоднократных нарушениях, по согласованию с Государственной Думой, может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций организации. При этом Счетная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям административных мер воздействия.
Важнейший орган государственного финансового контроля по линии исполнительной власти - Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, расходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), имеющей свои территориальные органы.
ФСФБН — это федеральный орган исполнительной власти. Его главная задача — контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Проведение контрольных мероприятий ФСФБН осуществляется в соответствии с Планом контрольной работы, по поручениям Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Совета Федерации и Государственной Думы, Аппарата Правительства РФ, министерств РФ, а также в случаях обращений Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов РФ.
Далее: муниципальные финансы.