Налоговое администрирование - представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление контроля, учета и сбора налоговых обязательств со стороны государства. В контексте российского налогового законодательства, это включает в себя процессы установления налоговой базы, расчета налоговых обязательств, подачи налоговых деклараций, а также контроля за соблюдением налогоплательщиками установленных сроков и правил.
Важными аспектами налогового администрирования являются также налоговый учет и аудит, направленные на проверку правильности расчетов, соответствия деклараций требованиям законодательства, а также выявление возможных налоговых рисков. Кроме того, в процессе налогового администрирования применяются различные методы контроля, в том числе исследование финансовой деятельности организаций, проведение налоговых проверок и расследований.
На каких принципах основано налоговое администрирование в РФ?
Налоговое администрирование в РФ основано на следующих основных принципах:
- Принцип законности. Этот принцип закреплен в статье 3 Налогового кодекса РФ. Согласно ему, при установлении, введении и взимании налогов обязательно соблюдение законодательства о налогах и сборах. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Принцип неотвратимости ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно статье 108 НК РФ, лицо, виновное в совершении налогового правонарушения, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Никто не может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате законно установленных налогов и сборов.
- Презумпция добросовестности налогоплательщиков. Статья 111 НК РФ устанавливает, что каждое лицо считается добросовестно исполняющим обязанность по уплате налогов, пока не доказано обратное. Налоговые органы не вправе считать лицо виновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
- Принцип единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип установлен в статье 5 НК РФ. Он означает, что налоговое законодательство РФ действует на всей территории РФ.
- Принцип обязательности уплаты законно установленных налогов и сборов. Согласно статье 57 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Принцип единства налоговой системы РФ, закрепленный в статье 6 НК РФ. В соответствии с ним налоговое законодательство РФ является единым на всей территории РФ.
Из каких основных элементов складывается система налогового администрирования?
Система налогового администрирования в РФ включает следующие основные элементы:
- Регистрация и учет налогоплательщиков. В соответствии со статьями 83-85 НК РФ налоговые органы осуществляют учет организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков, регистрируют их по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.
- Прием налоговых деклараций и иной отчетности от налогоплательщиков. Налоговые органы принимают налоговые декларации, расчеты, информационные сведения и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов (статьи 80, 88, 89 НК РФ).
- Проведение камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Это одна из основных форм налогового контроля, позволяющая проверить правильность исчисления налогов (главы 14 и 15 НК РФ).
- Принятие мер по взысканию недоимок, пеней и штрафов. Налоговые органы вправе принимать меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (главы 11, 12, 15 НК РФ).
- Налоговое консультирование и информирование налогоплательщиков. Налоговые органы разъясняют налоговое законодательство, порядок исчисления и уплаты налогов (статья 34 НК РФ).
- Ведение налогового учета, формирование и хранение данных об объектах налогообложения. Налоговые органы обеспечивают учет сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения (статьи 85, 93 НК РФ).
Какие методы используются в налоговом администрировании?
В системе налогового администрирования РФ используются следующие основные методы:
- Проведение камеральных и выездных налоговых проверок (главы 14 и 15 НК РФ). Это основной метод проверки правильности исчисления и полноты уплаты налогов.
- Мониторинг своевременности подачи налоговых деклараций и полноты уплаты налогов налогоплательщиками. Налоговые органы отслеживают соблюдение налогоплательщиками сроков уплаты налогов и подачи отчетности (статья 88 НК РФ).
- Анализ и оценка налоговых рисков для выявления потенциально недобросовестных налогоплательщиков и определения объектов будущих проверок.
- Информационное взаимодействие налоговых органов с другими госорганами - таможней, казначейством, органами статистики и другими. Это позволяет получать и анализировать данные о налогоплательщиках из разных источников (статья 82 НК РФ).
- Проведение налогового мониторинга крупнейших налогоплательщиков. Это специальная форма налогового контроля на основе информационного взаимодействия и предварительной проверки отчетности (глава 14.5 НК РФ).
- Использование электронных сервисов ФНС России - личный кабинет налогоплательщика, автоматизированная АСК НДС и другие. Это повышает оперативность и точность администрирования.
Какова роль налогового администрирования в противодействии уклонению от уплаты налогов?
Налоговое администрирование играет важную роль в противодействии уклонению от уплаты налогов. Основные направления этой деятельности:
- Выявление и пресечение использования схем минимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов с помощью налоговых проверок, мониторинга, анализа рисков и иных методов. Пример: Выявление ФНС России в 2022 году масштабной схемы незаконного возмещения НДС на сумму более 40 млрд руб. с признаками фиктивности. По делу возбуждено уголовное дело.
- Привлечение к ответственности недобросовестных налогоплательщиков путем доначисления недоимок, пеней, взыскания штрафов. Это повышает риски от использования схем уклонения от налогов. Пример: Взыскание ФНС в 2021 году с ПАО "Газпром" рекордной суммы штрафов за использование схем трансфертного ценообразования - более 536 млрд руб.
- Контроль трансфертного ценообразования - цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Это позволяет пресекать манипулирование ценами для снижения налоговой базы. Пример: Пример: Выявление ФНС в 2020 году схемы по занижению таможенной стоимости импортируемых товаров с участием взаимозависимых иностранных компаний. Начислено дополнительно таможенных платежей на 12 млрд руб.
- Контроль операций, потенциально связанных с незаконным вывозом капитала за рубеж и уклонением от налогов. Пример: Возбуждение в 2019 году уголовного дела в отношении группы лиц, выводивших денежные средства за рубеж под видом оплаты услуг иностранных консультантов. Ущерб бюджету составил около 850 млн руб.
- Совершенствование аналитической работы налоговых органов по выявлению схем уклонения от налогообложения на основе цифровых технологий и методов анализа данных. Пример: Создание в налоговых органах в 2017 году специальных аналитических подразделений по выявлению признаков налоговых правонарушений на основе автоматизированного анализа больших данных.
- Повышение квалификации налоговых органов в сфере выявления налоговых преступлений и правонарушений, раскрытия схем уклонения от налогов. Пример: Введение в 2022 году в программы повышения квалификации ФНС спецкурсов по расследованию налоговых преступлений и применению методов цифровой криминалистики.
Как взаимодействуют между собой налоговые и таможенные органы в сфере налогового администрирования?
Взаимодействие налоговых и таможенных органов в сфере налогового администрирования осуществляется по следующим основным направлениям:
- Обмен информацией и документами о деятельности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях контроля правильности исчисления и полноты уплаты налогов.
- Сопоставление данных таможенных деклараций и налоговой отчетности участников ВЭД для выявления несоответствий, могущих свидетельствовать о занижении налоговой базы.
- Совместное проведение таможенных и налоговых проверок участников ВЭД, в том числе в отношении правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров и ее соответствия ценам в договорах.
- Координация действий таможенных и налоговых органов при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов при экспортно-импортных операциях.
- Обмен опытом по выявлению схем уклонения от налогов при проведении таможенных и налоговых проверок участников ВЭД, совместное обучение кадров.
- Разработка совместных мероприятий по противодействию незаконному вывозу капитала и уклонению от налогов при проведении внешнеторговых операций.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН