Планирование прибыли - это составная часть финансового планирования предприятия (организации), задачей которого является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов.
Планирование прибыли основывается на качественном анализе деятельности предприятия с целью получения прогноза динамики развития, включающего:
По результатам этого анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические параметры.
На практике, как правило, используют два метода методы планирования прибыли: метод прямого счета и аналитический.
На предприятиях, в организациях с небольшой и относительно устойчивой номенклатурой и ассортиментом продукции используется метод прямого счета: прибыль рассчитывается как разница между плановым объемом продаж и плановой себестоимостью по каждому изделию (типоразмеру) с последующим суммированием итога. При широком ассортименте продукции расчет ведется с использованием типовых видов изделий (со средними параметрами).
Аналитический метод используют при высоких темпах обновления продукции, когда в ее составе можно выделить две группы: сравнимую и несравнимую.
При планировании прибыли по несравнимой продукции особо значимы данные той части качественного анализа, которая связана с:
По сравнимой продукции важен прогноз:
За основу расчета берется базовая рентабельность, т.е. рентабельность продукции предшествующего года. Она корректируется с учетом экономических факторов, которые будут действовать в планируемом году.