Денежная масса - это общая масса наличных и безналичных средств, которые находятся в обращении сраны, и определяют национальную экономику. В узком понимании, денежная масса - это количество денег, состоящее из наличных денег и депозитов. А в более широком, денежная масса - это все то, что можно классифицировать, как "деньги", т.е. срочные и сберегательные депозиты, сберегательные (депозитные) сертификаты и т.д.
Структура денежной массы — это упорядоченная совокупность платежных и покупательных средств, как наличных, так и безналичных. Структура денежной массы состоит из трех частей:
В структуру денежной массы включены следующие агрегаты:
Доля наличных денег в структуре денежной массы невелика, хотя бытовое представление трактует денежную массу именно как совокупность всех наличных средств. Наиболее весомая и постоянно увеличивающаяся часть денежной массы — так называемые «Квазиденьги»: денежные средства, лежащие на срочных депозитах, сберегательных вкладах или депозитных сертификатах, вложенные в акции и так далее.
Рост денежной массы может всего лишь сопровождать увеличение национального продукта, выражаемое в физических величинах. Чтобы выплачивать более высокую заработную плату, получать все большие доходы, заключать торговые сделки на все более крупные суммы, требуется больше денег. Значит, успешное развитие национальной экономики само по себе определяет необходимость новой эмиссии.
Причиной увеличения денежного обращения могут быть также изменения в поведении индивидуумов, например, когда они стремятся накапливать деньги. В таком случае приходится выпускать больше денежных знаков; чтобы компенсировать изъятие из денежного обращения тезаврируемой наличности, банкам приходится выпускать дополнительные платежные средства, необходимые для выдачи заработной платы и обслуживания коммерческих сделок.
Тогда общее количество денежных знаков увеличивается, но они обращаются медленнее, поскольку владельцы хранят их у себя больше времени и в большем количестве, так что экономическое равновесие соблюдается без повышения цен.