Дивидендная политика - это часть общей финансовой стратегии акционерной компании, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями полученной им прибыли. Цель дивидендной политики - рост рыночной стоимости акций.
Анализ дивидендной политики производится в программе ФинЭкАнализ в блоке Модель Дюпона.
Первоначальный этап формирования дивидендной политики - изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу факторов этой группы относятся:
2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов:
3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу факторов этой группы относятся:
4. Прочие факторы. В составе этих факторов выделены:
В практике финансового менеджмента рассматриваются три подхода к формированию дивидендной политики акционерного общества - "консервативный", "умеренный" и "агрессивный". Избранный акционерным обществом тип дивидендной политики определяет исходные предпосылки разработки финансовых планов (в первую очередь, плана формирования и использования финансовых ресурсов) на ряд предстоящих лет. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:
1. Из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
2. Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетная задача - формирование фонда производственного развития и наоборот.
3. Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основа такого распределения - избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
Далее: